Зачем госсекретарь США отправился в Среднюю Азию настраивать регион против Москвы?
В столице Казахстана прошла встреча госсекретаря США Энтони Блинкена и министра иностранных дел РК Мухтара Тлеуберди. Вместе с главами дипломатических ведомств Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана они приняли участие во встрече формата С5+1.
Стоит отметить, что госсекретарь США в ходе пресс-конференции с казахстанским коллегой больше 10 раз обвинил Россию в агрессии по отношению к Украине.
В начале пресс-конференции Блинкен заявил, что США неизменно поддерживают суверенитет и территориальную целостность Казахстана и его свободное определение будущего на фоне «полномасштабного вторжения РФ на Украине». На протяжении всей речи Блинкен повторял такие слова как «агрессия», «нападение» и «вторжение», обвиняя Россию не только в разжигании конфликта на Украине, но и в нарушении Устава ООН.
Это что было? Попытка убедить казахов во враждебности России? Что-то из области гипноза?
Странно слышать это от представителя страны, которая могла стоять за прошлогодней попыткой госпереворота в Казахстане, в отношении страны, которая Казахстану пришла на помощь…
Глава казахстанского МИД отреагировал совершенно адекватно: по его словам, Казахстан не видит рисков или угроз со стороны России в контексте событий на Украине.
«Мы на данный момент не видим, не ощущаем рисков или угроз со стороны России», — подчеркнул он.
Тлеуберди также напомнил, что Казахстан является членом ЕАЭС, ОДКБ, СНГ наряду с другими государствами, которые граничат с Россией или же находятся в этом регионе.
«И поэтому мы рассматриваем взаимоотношения с Россией в качестве альянса, который функционирует в рамках этих многосторонних структур. Что же касается двустороннего сотрудничества или двусторонних взаимоотношений, у нас имеется солидная правовая база», — добавил он.
Блинкен, тем временем, пытался атаковать по всем фронтам. Он предложил компенсации партнерам России в Средней Азии в обмен на ввод санкций. По его словам, в США понимают, что все страны региона так или иначе зависят от торговых отношений с Россией, и наложенные на РФ санкции бьют и по их экономике.
«Мы очень внимательно следим за соблюдением санкций и ведём постоянную дискуссию с рядом стран, по поводу побочных экономических эффектов», — также отметил он.
В свою очередь, Мухтар Тлеуберды добавил, что США предупреждает Казахстан о случаях, когда из-за параллельного импорта на страну могут наложить вторичные санкции. Сейчас, как подчеркнул Блинкен, никаких вторичных санкций на Казахстан не наложили.
И на какой результат рассчитывают в США? Что страны Средней Азии тут же отвернутся от России к ним лицом?
— Визит Энтони Блинкена в Казахстан с соответствующей антироссийской риторикой выглядит вполне логично, — уверен редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев
— Единственной страной из постсоветского пространства, которую России удалось плотно удержать в орбите своего влияния за последний год, оказалась Белоруссия. И то это не заслуга Москвы, а сочетание объективных факторов, при которых Александру Лукашенко пришлось умерить традиционную многовекторность. Касым-Жомарт Токаев же наоборот активно торгует этим ресурсом, набивая себе цену.
Поэтому одновременно поднимается градус русофобии внутри страны, президент делает резкие заявления, называя ЛДНР «квазигосударственными образованиями» в присутствии Владимира Путина, участвует в антироссийской экономической политике мирового гегемона.
Ну, а США поддерживают этот вектор как могут. Правда заявления про какие-то 25 миллионов долларов американской помощи выглядят смешно — полагаю, состояние семьи убранного со всех постов Нурсултана Назарбаева было в разы больше (про Токаева сказать не могу — он гораздо осторожнее и не афиширует сбережения своего клана).
Выводы же для России были уже не раз озвучены. Нужно побеждать на Украине, существенное продвижение и крупные победы в ходе спецоперации сразу поменяют расстановку сил в том числе на азиатском направлении.
— Собственно, для госсекретаря США поездка в Центральную Азию — еще и демонстрация флага в регионе, с которым традиционно связаны интересы Китая, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В условиях, когда в феврале планировался, но был отменен визит Энтони Блинкена в КНР — шаг весьма символичный.
Кроме того, постсоветская Центральная Азия — регион, еще и находящийся в зоне досягаемости Афганистана. Учитывая, что администрацию Джозефа Байдена продолжают критиковать за политику на этом направлении (в том числе, в связи с сюжетом об оставленном там американском оружии), Белому дому важно еще раз показать, что он держит руку на пульсе и контактирует со игроками из ближайших к проблемному государству регионов.
«СП»: — На протяжении всей речи Блинкен повторял такие слова как «агрессия», «нападение» и «вторжение», обвиняя Россию не только в разжигании конфликта на Украине, но и в нарушении Устава ООН. То есть он пытался убедить казахов, что Россия нападет на них после Украины? Или как еще это понимать?
— Скорее, просто дежурные заявления с той же внешнеполитической риторикой в отношении России еще на одной площадке.
«СП»: — А казахи не повелись? Как заявил Мухтар Тлеуберди, Казахстан не видит рисков или угроз со стороны России в контексте событий на Украине. Помнят, кто им переворот организовал в прошлом году, а кто на помощь пришел?
— Возможно, Энтони Блинкен и не рассчитывал на резкое изменение риторики Астаны в отношении России. Реакция Мухтара Тлеуберди, в общем-то, ожидаема — Казахстан традиционно проводит многовекторную внешнюю политику.
Впрочем, тот факт, что достаточно явное отмежевание от заявлений госсекретаря США прозвучало со стороны его казахстанского коллеги на совместной пресс-конференции с ним, может быть еще одним косвенным свидетельством, что максимального давления на Астану Вашингтон пока не оказывал.
«СП»: — Блинкен обещает партнерам России компенсацию за потери от антироссийских санкций. По его словам, странам, которые участвуют в борьбе против России, которые ищут новые возможности, новые пути, экспортные рынки, чтобы страны не полагались на Россию США выделяют дополнительно 25 млн долларов. Много это или мало?
— Понятно, что такая сумма не может мотивировать страны региона на изменения внешнеполитической линии. Здесь можно вновь повториться, что сам по себе визит госсекретаря США в регион — пока скорее демонстрация флага и вряд ли Вашингтон тут рассчитывает на некие серьезные быстрые подвижки.
«СП»: — Купится кто-то на это? Согласится продолжать партнерские отношения за деньги, зная, что американцы всегда кидают? Или тут больше фактор запугивания сыграет? Тлеуберды добавил, что США предупреждает Казахстан о случаях, когда из-за параллельного импорта на страну могут наложить вторичные санкции…
— Понятно, что в Казахстане, заинтересованы в США, как в инвесторе — президент страны Касым-Жомарт Токаев не зря упомянул на встрече с Энтони Блинкеном об общем объеме таких инвестиций в 62 миллиарда долларов.
Кроме того, среди прочего, учитывая активы представителей казахстанских элит в западных государствах, это тоже важный рычаг давления Вашингтона на Астану.
Здесь США могут хотя бы на уровне публичной риторики, подыграть официальной Астане — вспомним, как в июне 2022 года президент Казахстана создал межведомственную комиссию для возврата незаконно вывезенных гражданами страны за рубеж, в чем можно было увидеть, как стремление набрать внутриполитические очки, так и, хотя бы символически, оказать давление на менее лояльные группы элит. Но Вашингтон может использовать тот же фактор зарубежных активов уже как собственный инструмент влияния на элиты Казахстана…
Представители Казахстана вряд ли могли прямо заявить о готовности помочь Москве с обходом санкций. Тем более, что и более влиятельные игроки, с которыми у России выстроилось прагматичное сотрудничество, в массе своей, на такие резкие заявления не шли.
Впрочем, США также могут быть заинтересованы не бороться за перекрытие максимального числа каналов обхода санкций Россией, по крайней мере, на данном этапе, рассчитывая в ряде случаев действовать по принципу «дамоклова меча», когда потенциальная угроза может рассматриваться как более эффективный инструмент, чем уже осуществленная.
«СП»: — На что реально рассчитывает Вашингтон? И на что он может рассчитывать? Можно ли уже делать какие-то выводы от визита Блинкена? А чего удалось добиться в других странах региона: Узбекистане, Киргизии и Таджикистане?
— В ходе переговоров этих странах Энтони Блинкен более подробно может затронуть, например, риски, связанные с ситуацией в Афганистане. Но вряд ли и тут публичная составляющая данного турне выйдет принципиально выйдет за границы «демонстрации флага» — что не исключает стремления, по крайней мере, активизировать непубличные консультации по значимым для США вопросам.
Дмитрий Родионов