Возобновление американских санкций против девяти белорусских предприятий грозит ударить по Клайпедскому порту. Такими опасениями поделились директор морской гавани Альгис Латакас и президент Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотас Шилейка. Прибалтийская республика уже теряет транзит белорусских грузов, и недавнее решение Госдепа США обещает ускорить этот процесс.
Американские санкции против белорусских предприятий (ОАО «Белшина», «ГродноАзот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк-Стекловолокно», «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и «Белнефтехим США») были введены в 2006 году. Предпосылки для их отмены возникли после победы «майдана» на Украине, когда Лукашенко из «последнего диктатора Европы» временно переквалифицировали в «голубя мира».
Именно в Минске были заключены и первые, и вторые мирные договоренности по Донбассу. Чуть позже «Батька» помиловал и велел освободить всех известных политических заключенных в стране, включая экс-кандидата в президенты Николая Статкевича. На Западе это оценили. В связи с «определенным прогрессом в сфере демократии и прав человека» действие американских санкций против Беларуси в 2015 году было приостановлено.
Минфин США выпустил лицензию, которая позволяла взаимодействовать с предприятиями из «черного списка». С тех пор ее действие ежегодно продлевается.
Однако формально санкции против белорусских компаний Вашингтон не отменял, давая понять, что их в любой момент можно «разморозить». Такой момент наступил после прошлогоднего переизбрания Лукашенко. Действие нынешней лицензии вот-вот закончится, и руководитель пресс-службы Госдепа Нед Прайс дал понять, что продлевать ее американцы не намерены.
«Госдепартамент не в состоянии рекомендовать еще одно продление. Особенно в свете мнения Конгресса, выраженного в законе о суверенитете и демократии Беларуси от 2020 года. Текущие продления закончатся 26 апреля», — сообщил Прайс.
Ситуация окончательно прояснилась 19 апреля: американское Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC) отозвало старую белорусскую лицензию и выпустило новую. Она устанавливает 45-дневный период «сворачивания определенных сделок с участием девяти санкционированных белорусских государственных организаций и организаций, в которых они владеют 50-процентной или более долей участия».
Эта новость, похоже, не на шутку встревожила директора Клайпедского порта Альгиса Латакаса. Он полагает, что решение американского Минфина отразится и на работе транзитной отрасли Литвы. «Сказать, что это не повлияет, было бы неправильно. Видимо, повлияет, но мы будем видеть это в цифрах и деньгах, потому что период этого меморандума — до 3 июня, так что, видимо, в конце июня, в июле можно будет сказать, какое влияние оказано», — заявил Латакас.
Его опасения разделяет президент Литовской ассоциации погрузочных компаний Вайдотас Шилейка: «Надеюсь, что особенно больших потрясений в ближайшее время не произойдет, но если санкции вступят в силу и начнут действовать, мы увидим это только спустя определенное время, и сейчас трудно прогнозировать, какие потери могут быть у Клайпедского порта».
Возникает вопрос: как вообще Литва может пострадать от того, что американским компаниям будет запрещено взаимодействовать с белорусскими? Но в том-то и дело, что правоприменительная практика американских санкций с 2015 года изменилась. Сегодня под горячую руку «дяди Сэма» могут попасть даже те фирмы, которые не работают в юрисдикции Соединенных Штатов.
Санкции — это инструмент внесудебной расправы над политическими или экономическими конкурентами. И применять их можно так, как угодно. Сами американцы наглядно демонстрируют это на примере «Северного потока — 2». Прошлым летом Государственный департамент Соединенных Штатов утвердил обновленное публичное руководство по применению санкций против российских экспортных газопроводов. Оно гласит, что ограничения могут быть наложены даже на те компании, которые вошли в проект «Северного потока — 2» до 2 августа 2017 года, когда был принят закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций».
«Это прямое предупреждение компаниям, которые способствуют реализации морских проектов влияния России. Убирайтесь сейчас, или вы рискуете столкнуться с последствиями», — заявил тогда Майк Помпео.
Закон обратной силы не имеет? Имеет, если это американский закон.
США абсолютно не задумываются о соблюдении норм международного права, размахивая санкционной дубинкой. Поэтому в Литве опасаются, что их тоже заденет. А вдруг американцы велят Литве вообще не обслуживать грузы «Белнефтехима», «Гродно Азота» и других компаний? Или же сами предприятия Клайпедского порта не захотят иметь дело с белорусами, чтобы не нарваться на неприятности. Как известно, против европейских партнеров «Газпрома» санкции не вводились, но они все равно дружно выходили из «Северного потока — 2».
Не стоит упускать из виду еще один важный момент: санкции направлены на нанесение экономического ущерба. Исходя из логики американцев, белорусские компании должны сократить объемы экспорта. Сократятся объемы экспорта — сократятся объемы транзита грузов по территории Литвы. Как говорится, лес рубят — щепки летят.
«Щепками» в данном случае могут оказаться финансово-экономические показатели Клайпедского порта и «Литовской железной дороги». Этого добиваются консерваторы-«ландсбергисты», когда твердят о необходимости введения новых санкций против режима Лукашенко?
Латакас и Шилейка пока не знают, как будут работать санкции против Беларуси. Никто не знает. Но у Литвы есть возможность избавиться от гнетущего чувства неопределенности и объявить, что она вслед за Вашингтоном вводит ограничения против Беларуси.
В конце концов, как можно обрабатывать в Клайпедском порту грузы компаний, которые Минфин США внес в «черный список»? Где же знаменитая «трансатлантическая солидарность»?
В любом случае, когда у белорусских грузоотправителей в Клайпедском порту возникнут проблемы, они будут знать, куда идти. Двери российской Усть-Луги для них открыты. Здесь никому и в голову не придет выполнять санкционные прихоти американского Минфина.
Алексей Ильяшевич