Британия и ФРГ жестко критикуют Россию. США обрушивается на Китай, но не может договориться с Германией о блокировании «Северного потока – 2»
После трех дней интенсивных встреч и переговоров на полях состоявшейся в Лондоне первой после начала пандемии очной встречи министров иностранных дел стран-членов «Большой Семёрки» (G7): США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и Канады, стали очевидны ее первые результаты, в первую очередь наглядно характеризующие новые тренды в коллективной внешней политике Запада. Главными среди них стали: борьба с «российской пропагандой», консолидация Запада против «авторитарных и недемократических режимов» для защиты либеральных ценностей (не только от традиционных «врагов» — России, Китая, Ирана и Сирии, но и от новых раздражителей – Белоруссии, Ливии, Мьянмы и Эфиопии), возвращение США и их сателлитов к идеологическому противостоянию со своими внешними оппонентами по образцу времён времен Холодной войны, которое ставится даже выше по значимости, чем борьба с бедностью, пандемией и ее экономическими последствиями, поступательным развитием общества и технологическим развитием. На этом фоне США и Германия снова не смогли договориться о противодействии «Северному потоку – 2», который, по оценке немцев, «важен для Евросоюза и нужен Германии». В целом же можно констатировать, что лондонский саммит G7 в целом успешно справился со своей главной задачей – перезапуском остановившегося при предыдущем президенте США Трампе механизма единого управления внешней политикой ведущих западных демократий. Вот только подобная «перезагрузка» становится скорее шагом назад как для самого Запада, так и для всего мира в целом…
Первым хедлайнером саммита G7 стал британский министр иностранных дел Доминик Рааб, призвавший страны Семёрки сосредоточить основные усилия на борьбе против государств, представляющих угрозу «свободному миру», подразумевая в первую очередь Россию и Китай. В первую очередь для этого Рааб предложил выработать механизм «коллективного сдерживания российской пропаганды и дезинформации». Предложение британца неожиданно быстро было поддержано всеми участниками саммита G7.
Своему британскому коллеге вторил глава МИД Германии Хайко Маас, заявивший, что «авторитарные режимы по всему миру стараются столкнуть лбами страны Запада», а «новой нормой становятся повсеместные нарушения установленных правил: от Индийского и Тихого океанов до Латинской Америки и Восточной Европы». Хайко Маас призвал членов G7 к сплоченности ради «защиты ценностей демократии, прав человека и принципов миропорядка». Немец также отдельно призвал бороться с «циничной вакцинной дипломатией» России и «политикой кабальных кредитов» бедным странам Китая.
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас:
«Формат G7 снова жив. Наша встреча стала первой за 3 года в этом формате – это встреча не просто глав МИД, но хранителей общих ценностей. И эта встреча очень своевременна, поскольку за эти 3 года мир не стоял на месте, а те, кто хотел изменить мир согласно чуждым для нам ценностям, нас не ждали «.
Уже 3 мая, в первый день работы саммита G7, официальный представитель МИД Германии Мария Адебар, заявила, что Берлин поддерживает предложение Великобритании о создании «механизма коллективного сдерживания российской пропаганды и дезинформации». Она напомнила, что подобный механизм уже функционирует в рамках Евросоюза, а еще в 2018 году аналогичная инициатива выдвигалась членами G7, но тогда не получила развития.
Третьего же мая, накануне старта дискуссий в формате G7, состоялась встреча главы британского форинофис Доминика Рааба и американского госсекретаря Энтони Блинкена. Беседа руководителей дипведомств США и Великобритании изобиловала такими фразами, как «демократия», «мировой порядок», «общие ценности», «открытое общество» и во многом задала тон обсуждений в рамках последующих мероприятий саммита G7. Главными темами на совместной пресс-конференции Рааба и Блинкена стали претензии к России (основные нападки на Москву прозвучали со стороны Великобритании) и Китаю (с жесткой критикой Пекина выступил госсекретарь США).
Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб:
«Являясь одним из пяти постоянных членов Совбеза ООН, Россия нарушает основополагающие нормы международного права. Речь идет о бряцании оружием у границ Украины, организации кибератак и массовой дезинформации, отравлении Алексея Навального, которое представляет не просто нарушение прав человека, а является доказательством применения химического оружия на территории Российской Федерации».
Со своей стороны глава американской дипломатии охарактеризовал состояние современных международных отношений как противостояние двух систем — демократической и авторитарной. При этом в большей степени американец обратил свое внимание на угрозу со стороны Китая, нежели России. Г-н Блинкен заявил, что Соединенные Штаты не оставят без ответа действия Пекина, которые, по их оценке, нарушают общепринятые нормы. В отношении же России заявления главы Госдепа контрастировали с агрессивными высказываниями его британского коллеги и носили скорее примирительный характер, что во многом обусловлено подготовкой к предстоящей встрече президентов России и США.
Госсекретарь США Энтони Блинкен:
«Мы не хотим эскалации в отношениях с Россией, а предпочитаем иметь стабильные и предсказуемые отношения. В случае если Россия будет двигаться в этом направлении, мы будем действовать так же. Полагаю, что президент Байдена сможет напрямую обсудить это во время встречи с президентом Путиным».
В рамках саммита G7 американский госсекретарь Энтони Блинкен также провел встречу со своим немецким коллегой Хайко Маасом, главной темой которой стало противодействие строительству газопровода «Северный поток – 2», который, по словам Блинкена, «остаётся реальной проблемой для Вашингтона и Брюсселя». Однако Германия и США в очередной не смогли договориться о выработке совместных мер против российского проекта. Глава МИД ФРГ в очередной раз настоял на том, что «Северный поток – 2» важен для ЕС и Германия не собирается отказываться от его реализации.
Во второй день саммита G7 в особняке Ланкастер-хаус состоялось пленарное заседание глав дипломатических ведомств США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и Канады, которое, по сути, ограничилось критикой действий «авторитарных режимов» и недемократических государств, к числу которых, кроме традиционных России, Китая, Ирана и Сирии, были отнесены Мьянма, Ливия, Афганистан, Эфиопия и отдельно Белоруссия.
Британия призвала партнеров по Большой Семёрке ввести санкции против «военной хунты» в Мьянме, в которой после свержения гражданской администрации в феврале 2021 года власть перешла к военному правительству, а также «поддержать эмбарго на поставки оружия и расширение гуманитарной помощи населению Мьянмы».
Главы МИД стран G7 отдельно обсудили конфликты в Ливии, Сирии, Эфиопии, Сахеле, Сомали и на Западных Балканах. В отдельную сессию также было вынесено обсуждение действий России, ситуацию на Украине и в Белоруссии. В рамках еще одной сессии члены Большой Семёрки обсудили развитие ситуации в Афганистане.
Пресс-служба госдепа США:
«Основными темами на встрече глав МИД G7 стали:- полуторачасовое обсуждение действий Китая, затем по 30 минут отдельные сессии по Мьянме, Ливии, Сирии, затем полуторачасовое обсуждение деятельности России, включая Украину и Белоруссию, а также 30 минут — по Афганистану.- для нас самым важным пунктом повестки саммита был Китай. Все мы хотим, чтобы Китай был неотъемлемым участником мирового порядка, но для этого Пекин должен играть по правилам. Все также обеспокоены поведением Китая по вопросу соблюдения прав человека. Кроме того, все озабочены предпринимаемыми КНР попытками экономического принуждения.- мы солидарны с Украиной по вопросу российской агрессии, являющейся внешней угрозой для украинцев.- мы получили широкую поддержку наших партнеров и союзников в отношении нашей реакции на действия России».