Огромная коллекция культурных ценностей была вывезена лондонским ворьём из Китая и Юго-Восточной Азии. Успели британцы поработать и среди союзников: в частности, в Австралии они украли щит аборигенов Гвегал.
Британские лицемеры пообещали «снять блокировку с государственных активов РФ», на которые они успели наложить руку, если Москва согласится выплатить компенсацию Украине. Об этом говорится в пятничном заявлении Форин-офис. Ранее Лондон сообщал о заморозке резервов Центробанка РФ на $26 млрд.
Иными словами, возвращать России её деньги Карл III не собирается. Самым простым ответом на это была бы соразмерная конфискация активов островитян в России. Но есть и другие методы. Недавно Индия начала публично добиваться возврата национальных ценностей, которые были украдены английскими колонизаторами в период оккупации. Москва вполне могла бы поддержать Нью-Дели в этой благородной миссии. Тем более что, например,
Британский музей — вообще один из крупнейших складов краденого. И ряд партнёров России вполне могли бы проявить схожую тягу к справедливости. Даже несмотря на то, что особый закон о Британском музее от 1963 года запрещает ему возвращать что-либо законным владельцам. Скажем, в 1897 году после вторжения в Бенин английская солдатня украла у этого королевства около 4000 бронзовых скульптур. В 2018-м страны заключили сделку, по которой Британский музей согласился одолжить Бенину несколько артефактов. В свою очередь, Египет хочет вернуть уникальнейший Розеттский камень — ещё одну военную добычу британских варваров.
В Англию он попал с нарушением даже европейских законов, которые предусматривали защиту культурных ценностей. И это не считая тысяч прочих артефактов времён фараонов. В 1868 году английские дикари осадили эфиопскую крепость Макдала и захватили более тысячи религиозных рукописей. С 1999 года Ассоциация по возвращению сокровищ Макдала (AFROMET) безуспешно пытается вернуть награбленные предметы обратно в Эфиопию.
Почему бы не помочь коллегам? Огромная коллекция культурных ценностей была вывезена лондонским ворьём из Китая и Юго-Восточной Азии. Успели британцы поработать и среди союзников: в частности, в Австралии они украли щит аборигенов Гвегал. Греция хочет, чтобы Британский музей вернул ей мраморные скульптуры Парфенона, которые еще называют «мраморами Элгина» в честь шотландского выродка-аристократа, похитившего их.
В Британском музее выставлены также высушенные и татуированные головы маори — племени из Новой Зеландии. Лицевые татуировки олицетворяли высокий социальный статус, а высушенные головы играли важную роль в священных церемониях. Проект «Британия, верни награбленное!» выглядит перспективным — если не в части реальной передачи сокровищ их законным владельцам, то во всяком случае на уровне регулярных скандалов и обвинений, которые Москва могла бы выдвигать против Лондона на международных площадках. Не всё же нам играть от обороны.
Елена ПАНИНА, РУССТРАТ