Когда смотришь на то, что происходит в последние годы с Соединенными Штатами, невольно ловишь себя на мысли: неужели американцам еще может быть какое-то дело до того, что происходит с другими странами? Сказать, что США изменились ― ничего не сказать. Это даже не другая страна, а нечто, переживающее ритуальный процесс, хоронящее былое величие империи, которую строили ее отцы-основатели.
Безусловно, и раньше США нельзя было назвать идеальным демократическим государством ― последние же президентские выборы наглядно продемонстрировали, что с демократией в государстве покончено окончательно. Под видом демократических выборов в стране осуществлен банальный государственный переворот. Отцы американской демократии и раньше осуществляли подобное, только в других государствах. Естественно, с целью утверждения там «демократии»!
Но бумеранг, как известно, всегда возвращается.
Возвращается расовая нетерпимость ― один из идеологических краеугольных камней построения первичного американского сообщества. Только теперь со знаком минус для белого населения. Магнитные полюса «планеты Америка» резко поменялись местами, а БЛМ все уверенней занимает место Ку-клукс-клана.
И вот уже новый американский президент во время выступления перед конгрессом называет сторонников превосходства белой расы «самыми опасными людьми в США». И обращается к конгрессменам с советом принять как можно скорее полицейскую реформу имени… Джорджа Флойда. А что она названа в честь преступника и наркомана, его совершенно не смущает.
«O tempora! O mores! (О времена! О нравы!)» ― воскликнул в свое время древнеримский оратор и политик Цицерон, возмущенный присутствием в сенате заговорщика Катилины и бездействием властей относительно человека, замышлявшего гибель Республики. Сегодня в Америке в честь такого преступника называется полицейская реформа.
Сознательно рушатся некогда монолитные духовные скрепы общества, среди которых и христианство. Замена ему в США ― шарлатанствующие проповедники, устраивающие платные перформансы, и безудержная пропаганда идей ЛГБТ. Сторонники БЛМ и ЛГБТ в некоторых городах заселяют целые кварталы, где деклассированные элементы, бандиты, проститутки живут на субсидии местных властей, изымающих для этого средства из городского бюджета и различных национальных программ. В таких местах нет официальных представителей властей ― законы подменяются понятиями, типичными для преступных кланов. Ранее подобное было характерно лишь для негритянских кварталов.
Собственно, то, что происходит там, переносится американскими властями и в область внешней политики. Традиционное международное право подменяется некими правилами поведения. А внешнеполитические структуры США утверждают их и навязывают другим странам для своего удобства.
Из международных договоров Америка в лучшем случае выходит, а в худшем ― под надуманными предлогами просто прекращает их выполнять. Как правило, этому предшествуют голословные обвинения в адрес других стран.
Все мы помним: Америку и все ее богатства создали мигранты, прибывшие со всего мира. Сегодня же мигранты разрушают эту страну.
Казалось бы, нам можно только радоваться. Ведь основной политический противник, много грозивший уничтожить нашу страну в термоядерном безумии, сам разрушает себя. Причина всего происходящего ― элементарная неспособность нации выдвинуть достойное с профессиональной и моральной точки зрения политическое руководство. Во власть пришли люди с одной целью ― добиться личного обогащения. Их не интересует ни процветание страны, ни состояние народа. Может быть, это не столь очевидно, как на Украине, но именно эта мотивация доминирует среди других мотиваций американских политиков.
Ради власти и собственного обогащения они готовы утверждать моральные нормы, разрушающие основы цивилизации, выработанные тысячелетиями. Образуется чудовищный коктейль из человеконенавистнической морали и имперских подходов в международной деятельности, который не может не вызвать массового отторжения в мире.
А с учетом сохраняющегося у США экономического, финансового и военного потенциала эта страна становится главным источником нестабильности в современном мире. Своего рода мировой «Империей зла».
Основными врагами США, как неоднократно заявляли американские лидеры, являются Китай и Россия.
Ненависть у американского политикума возникает, прежде всего, из-за роста ВПК, и из-за того, что наша страна ― единственная, способная в одночасье стереть с лица земли Соединенные Штаты.
Это, однако, вовсе не означает, что мы решимся когда-нибудь развязать ядерный апокалипсис. Но в случае реальной угрозы нашей стране, как заявил Путин в интервью В. Соловьеву (фильм «Миропорядок 2018»): «Если кем-то принято решение уничтожить Россию, у нас возникает законное право ответить. Да, для человечества это будет глобальная катастрофа, для мира будет глобальная катастрофа, но как гражданин России, как глава российского государства, хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если не будет России?»
Эти слова российского президента заставили американских политиков крепко задуматься. Во-первых, с появлением у нас гиперзвукового оружия США окончательно утратили надежду, что Россию можно победить в ядерной войне. Невольно вспоминается раннее высказывание ВВП на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай»: «Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня одному правилу: если драка неизбежна, бить надо первым».
И наконец, все попытки напугать российское руководство масштабными натовскими учениями у российских границ ожидаемого эффекта не имели: Россия не пугается, а делает выводы (или, как говорил российский канцлер А. Горчаков, «сосредоточивается»), и, прежде всего, это выводы военно-политического характера.
Ну кто у нас будет пугаться масштабной переброски американских войск в Европу? Ведь совершенно очевидно: в случае полномасштабной войны между НАТО и Россией первый и сокрушительный удар будет нанесен по территории Соединенных Штатов и пунктам базирования их стратегических ядерных сил по всему миру. До танковых и мотострелковых же соединений НАТО (считай, США) дело дойдет во вторую очередь. Если вообще дойдет: вряд ли Европа захочет испытывать еще раз свою судьбу. Выводы для американского руководства очевидны.
Во-первых, все попытки ограничить европейским ТВД будущее эвентуальное столкновение НАТО с Россией не имеют ни малейших перспектив. Основной удар получат натовские центры принятия решений, которые расположены не в Европе, а в Соединенных Штатах. Все по старому анекдоту, где «бьют не по паспорту, а по морде».
И во-вторых, делать нечего ― с Россией надо договариваться, особенно когда попытки оказать на нас и санкционное, военное и пропагандистское давление благополучно провалились.
Экономических же рычагов не осталось по той простой причине, что их изначально было очень мало. Плюс неизбежная с нашей стороны ответка по сокращению использования долларов в международных расчетах грозит серьезным экономическим и политическим поражением США уже в не столь далеком будущем. Тем более что эти меры были с готовностью поддержаны Китаем и рядом традиционных «друзей» США по всему миру. Среди них оказались и европейцы, заинтересованные в укреплении евро в качестве международного средства платежа (хотя многие экономисты и утверждают, что евро ― это производное от доллара США).
Действительно, и евро в один прекрасный день может обрушиться вместе с ЕС, чему есть достаточные политические, а главное, экономические основания.
Ушла Великобритания. И это только пик айсберга, а глубинную часть составляет большинство стран Евросоюза, недовольных проамериканской политикой брюссельских чиновников: захватили право выступать от имени всей Европы и распоряжаются всеми колоссальными финансовыми потоками Евросоюза!
Ну а что касается пропагандистского давления в отношении нашей страны, еще недавно мощнейшего скоординированного орудия в руках Запада? Здесь полный провал. Мы перестали реагировать. Разве что официальный представитель МИД РФ Мария Захарова по должности (и то в основном в социальных сетях) раздает приветы направо и налево, все меньше заморачиваясь правилами дипломатического этикета. А что делать, если американцы уже и понятия о дипломатическом этикете позабыли, логику утратили, о приличиях представления не имеют.
США запросили переговоры на высшем уровне, включая часовую беседу с глазу на глаз между двумя президентами.
Президент США Джо Байден намерен обсудить с российским лидером Владимиром Путиным стабилизацию двусторонних отношений на возможной встрече. В Лондоне госсекретарь, глава Госдепа США Энтони Блинкен на совместной пресс-конференции с главой МИД Великобритании заявил: «Президент Байден уже давно ― еще до того, как он стал президентом ― четко заявлял, что, если Россия решит действовать безрассудно или агрессивно, мы примем ответные меры. Но мы не стремимся к эскалации [двусторонних отношений], мы бы предпочли иметь более стабильные, более предсказуемые отношения. И если Россия движется в этом направлении, то и мы тоже. И я думаю, что у президента Байдена будет возможность, когда он встретится с президентом Путиным, поговорить об этом напрямую».
Подобное заявление-угроза главы дипломатического ведомства США и принятые незадолго новые санкции в отношении нашей страны вместе с настоятельным запросом саммита звучат чуть ли не оскорбительно.
Пресс-секретарь российского президента Д. Песков в духе классической дипломатии заявил, что враждебные шаги США в отношении РФ затрудняют анализ ситуации для принятия Путиным решения по поводу встречи с Байденом.
Тем не менее встреча состоится. Владимир Путин уже сообщал, что отдал поручение МИД РФ готовить разговор с Джо Байденом. По его словам, темами беседы могут стать двусторонние отношения, стратегическая стабильность, региональные конфликты, при этом «мы будем с ними работать в тех областях, в которых мы сами заинтересованы» и «им придется с этим считаться».
Резонно возникает вопрос: зачем встреча так экстренно понадобилась американцам?
Ответ лежит на поверхности: основных врагов у США на сегодняшний день два: Китай и Россия. Причем враг № 1 ― это Китай, потому что постоянно бьет американцев по самому больному месту ― по карману. И делает это все интенсивнее и агрессивнее. Надо что-то предпринимать в срочном порядке?
Воевать с Китаем уже нельзя с учетом его ядерного потенциала и вооруженных сил, которые увеличиваются пропорционально его ВВП.
А воевать сразу на два фронта (политически и экономически) Америка позволить себе уже не может. Тем более что и мобилизовать на эти цели своего уже не очень верного союзника Европу явно не получится. Разве что на пропагандистском поприще и по мелочам на санкциях. И то не в отношении Китая.
С Россией можно повременить. Для того чтобы догнать ее в области вооружений, потребуются годы или даже десятилетия. За это время российское руководство явно не начнет первой воевать с Америкой.
Задача номер один для США ― нейтрализовать Россию и начать активное противоборство с Китаем. Вряд ли нас можно будет сделать союзником в этой борьбе. А вот усилить противоречия между Россией и Китаем можно попробовать. В качестве «подарка» для России, как считают некоторые авторитетные обозреватели, и в их числе Я. Кедми, американцы могут предложить сдать несколько бывших союзных республик, в том числе Украину. То есть оставить у ворот известного троянского коня. Берите, разгребайте сделанные нами завалы и разрушайте свой бюджет!
Собственно, такие предложения в американской администрации звучат от некоторых американских политиков и аналитиков. Это стратегия «обратного Никсона»: сблизиться с Россией, чтобы увести ее от Китая.
Провести одномоментно такую операцию не под силу Соединенным Штатам Америки. Это понимают американские аналитики и предлагают иную тактику ― вбивать в российско-китайские отношения клинышки помельче. Но и это невозможно реализовать, пока Путин остается у власти. Есть еще задача ― проводить работу с окружением российского президента.
Сегодня, советуют аналитики, необходимо максимальное использование имеющихся противоречий в российско-китайских отношениях, способствовать углублению даже небольших трений и недоверия между сторонами. Например, США следовало бы поддержать Москву в ее стремлении ограничить роль неарктических государств, особенно Китая, в региональном управлении в Арктике.
И максимально использовать противоречия, возникающие от продажи Россией оружия странам, у которых с Китаем имеются территориальные споры, в частности с Индией и Вьетнамом.
Еще перспективной представляется направленная работа с российскими аналитиками и элитой, обеспокоенными тем, что якобы растет подчинение России Пекину, а также усиливается влияние Китая в отношении постсоветских республик и Ирана.
Линия на обострение противоречий между Россией и Китаем рассчитана не на один год, а на десятилетия и рассматривается в качестве первоочередных мер по усилению международных интересов Соединенных Штатов на ближайшее будущее.
В этой связи можно ожидать, что на предстоящей встрече с Владимиром Путиным у Джо Байдена хватит ума не повторить ломовую тактику, которую использовала делегация США на недавней встрече с китайской делегацией (Анкоридж, Аляска). Ведь в обойме российской дипломатии имеется конструктивный опыт, внедренный Е. М. Примаковым, по развороту над Атлантикой летящего в Америку самолета. А Путин неоднократно заявлял, что считает себя учеником Примакова.
Стоит отметить, что характер американо-китайских переговоров на Аляске весьма способствовал дальнейшему укреплению российско-китайских отношений. И подтверждено это результатами визита в Китай министра иностранных дел РФ С. Лаврова, состоявшегося через два дня после выяснения американцами отношений с китайской делегацией на Аляске.
Сергей Кузнецов