В Литве беженцы подняли бунт против литовских властей, а рядовые литовцы подняли бунт против беженцев. Миграционный кризис приобретает для Литвы масштаб национального бедствия, однако окружающий мир литовская трагедия не волнует. Страны, у которых Вильнюс просит содействия, с равнодушием, а то и с нескрываемым злорадством реагируют на проблемы преданного сателлита США, который десятилетиями «подхрюкивал» беспределу глобального гегемона. Союзники на Западе и соседи Литве не помогают, а на арабском Востоке восприятие Вильнюса как шакала Табаки, который поддерживал все действия США по уничтожению Сирии и Ирака, только усиливает злорадство.
Уже несколько недель после того, как Беларусь отказалась отлавливать идущих через ее границу в Евросоюз нелегальных мигрантов, из Литвы приходят сообщения с пометкой «чрезвычайная ситуация».
В стране уже дошло дело до бунтов беженцев и бунтов местного населения против беженцев.
В алитусском лагере над прочими беженцами захватили власть мигранты из Ирака, которые запрещают остальным принимать от литовских властей еду. Иракцы и прочие требуют выпустить их из лагеря и предоставить свободу передвижения.
Наслушавшись новостей о том, что творится в городках для мигрантов, на улицы начинают выходить литовцы, в населенные пункты которых собираются завозить беженцев.
«Скоро наступит момент, когда вся Литва будет плакать из-за того, что здесь происходит», — заявила журналистам жительница поселка Девянишкеса, организовавшая митинг против размещения в их городе арабов и африканцев.
В Руднинкае местные жители заблокировали подступы к полигону, на который планируется заселить беженцев. Литовцы не подпускают туда военных и заставляют разворачивать грузовики.
Между тем новые толпы мигрантов каждый день лезут через границу, счет им идет на тысячи, а литовские власти уже заговорили о постройке лагеря на 40 тысяч беженцев.
Озвучиваются жуткие сценарии, что лагерь будет полностью забит к осени. Еще раз: 40 тысяч жителей! Это три Друскининкая и два Висагинаса. Это больше, чем Мариямполе. И такой новый город из арабов появится в Литве не далее, чем через несколько месяцев.
Растущий ком проблем с каждым днем обретает контуры национального бедствия. Литовская власть всеми своими действиями дает понять, что справиться с этим вызовом она не может. Как, собственно, и с другим сколько-нибудь серьезным кризисом. Потому что литовские политики не приспособлены к управлению государством. Их профессия — делать заявления о «сдерживании России» и запрещать въезд Киркорову.
С таким правящим классом Литва не в состоянии решить ни одной серьезной проблемы. Поэтому основная надежда у Вильнюса всегда одна: поддержка союзников по ЕС и НАТО.
В этом сейчас и состоит первейшая национальная катастрофа страны.
Ни главные страны Запада, ни непосредственные соседи не демонстрируют ни малейшего желания помочь Литве справиться с накрывшим ее кризисом беженцев.
При том, что литовская власть не была бы сама собой, если бы первым делом не попросила о помощи Евросоюз. «Необходимы максимальные усилия институтов ЕС, особенно в диалоге с правительствами стран происхождения мигрантов как в Африке, так и на Ближнем Востоке», — заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, а глава МВД Арвидас Аушаускас уже заговорил, что попавших в Литву беженцев нужно распределять между странами Евросоюза, как это было в 2015 году.
От ЕС пока ни ответа, ни привета. Брюссельская реакция на литовские события ограничилась инспекционными поездками в Литву нескольких еврочиновников, а о том, чтобы перераспределять мигрантов и включать ведомство Жозепа Борреля для их возвращения на родину, никто, кроме Вильнюса, не говорит.
Дошло до того, что Литва не допросилась у непосредственных соседей колючей проволоки для дополнительного ограждения границы с Республикой Беларусь. Недостающую проволоку ей предоставила Эстония, а Польша с Латвией сделали вид, что не слышат.
Соседи Литвы получают искреннее удовольствие от тех проблем, с которыми столкнулись их склочные и вечно со всеми скандалящие литовские партнеры.
И речь не о России и Беларуси — с ними изначально все очевидно. Речь о Польше и Латвии, которые могут припомнить Вильнюсу много давних и не очень подлянок в свой адрес. Литуанизация поляков Литвы, разобранная железная дорога к латвийским портам, истеричные требования отказаться от белорусской электроэнергии — Риге и Варшаве все эти истории дают моральные основания расслабиться и наслаждаться проблемами зловредного соседа.
Впрочем, соседи хотя бы выражают глубокую озабоченность и на словах даже готовы помочь. Кто вообще не скрывает злорадства, так это страны происхождения беженцев.
Вышеупомянутый глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис на прошлой неделе решился на отчаянный шаг: посетил Багдад и попросил власти Ирака прекратить авиасообщение с Минском. Ирак в ответ увеличил количество авиарейсов в Беларусь вдвое!
Арабский мир предельно откровенно показал, как он относится к таким «подхрюкивающим сателлитам» США, как Литва, которая бурно одобряла все безумия американцев по уничтожению нормальной жизни на Ближнем Востоке.
Вильнюс ведь приветствовал войну в Ираке 2003 года? Свержение Саддама Хуссейна и американскую оккупацию? Еще как приветствовал, даже литовский контингент в Ирак посылал. Да еще стыдил Германию с Францией за то, что отказались поддерживать американскую авантюру.
Вот пусть теперь и кушает полной ложкой.
Сложившуюся ситуацию можно считать апофеозом литовской внешней политики.
Литве сегодня не сочувствует никто.
Трудности литовских политиков не вызывают симпатии. За рубежом на них не обращают внимания, отмахиваются, когда те жалуются и просят помощи, а то и пользуются случаем выразить свое презрение.
Литовские правители своей международной политикой много лет отравляли жизнь окружающим. Теперь окружающий мир платит разменной монетой Литве.
Александр Носович