С 1997 года Канада безропотно вносит свой финансовый вклад в создание самолета будущего. Теперь уже точно никто не знает, самолет это будущего, прошлого или настоящего? Потому как он сотнями передается в войска союзников США, сами США, из-за постоянных поломок и доделок ставить его на вооружение не спешат, а другие, до сих пор даже игрушечную модельку F-35 в руках не держали, хотя вот уже четверть века оплачивают постоянные доработки и переделки.
«Для замены своих старых CF-18 Канада выбирала между Boeing и Saab. Из них двоих она выбрала Lockheed Martin, в то время как над этим производителем висело слишком много вопросительных знаков», — раскрывает сюжет канадская LaPresse. Отчего-то, правительство Трюдо выбрало именно F-35 и приступило к процессу, который не дает никаких гарантий того, что техническое обслуживание и обучение этих истребителей будут проводиться в Квебеке».
Проектная организация по государственному надзору Канады получила доклад от директора компании по операционному тестированию и оценке (DOT&E) в котором, кроме технических подробностей, говорится: «Обнаружены сотни сбоев в работе систем, некоторые из которых считаются фатальными, уязвимости программного обеспечения и очень частые посещения ремонтной базы. Лишь 61% времени самолет может выполнять свои непосредственные обязанности, остальное время он находится на техническом обслуживании».
Дэн Грациер, бывший член Корпуса морской пехоты, а теперь аналитик по вопросам обороны, после выхода отчета сказал в интервью LaPresse: «Ни одна информация не должна быть полезна потенциальному противнику, но эта, очень смущает, поскольку проливает свет на недостатки в эксплуатационных характеристиках самолета».
Сам же американский гигант Lockheed Martin не стал комментировать содержание документа.
В то время как правительство Трюдо завершает переговоры с производителем F-35, эксперт делает предостережение: «Канада готовится приобрести 88 экземпляров истребителя без уверенности в том, что эти самолеты являются теми, за кого себя выдают». «Канада с 1997 года уже выделила 613 млн долларов США на финансирование этой разработки, отмеченной постоянными задержками и перерасходом средств. Самолет-невидимка, который рекламируется как самый продвинутый с технологической точки зрения, используется Соединенными Штатами и другими союзниками, такими как Великобритания, Италия и Австралия. Но аппарат до сих пор ни разу не был в боевых условиях». «Общее количество дефектов значительно не уменьшается из-за постоянного обнаружения новых проблем». «Согласно документам, полученных репортерами The Australian, Австралия, заказавшая 72 самолета F-35, узнала о том, что время фактического использования их флота в течение последующих четырех лет, из-за регламентных работ, сократится еще на 25%».
В канадском докладе зафиксированы 845 дефектов для устранения, 6 из которых относятся к категории 1, то есть фатальные. «Инженеры пытаются решить проблемы, но пока они это делают, мы обнаруживаем новые», — говорит Гразье. «Таким образом, из года в год количество дефектов не сильно меняется». «Канада, как и другие клиенты F-35, рискует получить устройства, которые не доработаны и нуждаются в последующем обновлении, которое сопровождается дополнительными затратами».
«Это то, что меня больше всего беспокоит. Решение одной проблемы создает другую. Это большая проблема. Я не думаю, что в этом отчете есть хоть что-то, что можно оспорить», — говорит Томас Хьюз, научный сотрудник Центра международной и оборонной политики при Королевском университете в Кингстоне.
К тому же, Lockheed Martin не собирается открывать сервисные центры в Канаде, а значит все время, которое необходимо для обслуживания самолетов, они будут находиться в США. «А если самолеты не могут взлетать тогда, когда они нам нужны, это пустая трата денег. Мы превозносим достоинства F-35, но если вы можете использовать его только в режиме экономии и при определенных обстоятельствах, то для чего он вообще нужен?», — задаются вопросом в Канаде. «При этом каждый день этот новейший флот стареет».
«Мы играем в кости на деньги налогоплательщиков. Надеюсь, мы не поставили себя в глупое положение, доверившись Lockheed Martin?», — вопрошает вице-президент Международной ассоциации авиационных работников Канады (AIMTA)Дэвид Шартран. «Подход F-35 отличается от подхода, принятого Boeing и Saab». «Boeing и Saab гарантировали открытие в Канаде сервисного центра и центра обучения пилотов». «Несмотря на то, что Канада вносит финансовый вклад в программу F-35 с 1997 года, ей потребовались десятилетия, прежде чем она не получила, а только подтвердила свои заказы».
Более 800 человек работают в компании l3harris в Мирабеле, где проводится техническое обслуживание CF-18 вооруженных сил Канады. Компания надеется убедить Lockheed Martin перенести на их территорию техническое обслуживание самолетов, но в этом нет никакой уверенности. «Нет уверенности в том, что наши новые истребители появятся у нас дома», — признает генеральный директор l3harris Уго Паникони.
Компания CAE, занимающаяся обучением пилотов так же в недоумении: «Канада подаст смешной сигнал, если не потребует от американцев, чтобы местный лидер был привлечен для обучения пилотов будущих истребителей». «Очень важно, чтобы обучение проходило в CAE. Было бы невероятно разочаровывающим, если бы все это было не так», — говорит Франс Эбер, вице-президент CAE по оборонному сектору Канады.
Но в Lockheed Martin прячутся за вопросы интеллектуальной собственности. «У компании есть все права интеллектуальной собственности на технические данные. Она единственная, кто знает, как выполнить большую часть работы над F-35», — говорят американцы.
Так что, платите денежки, господа союзники и не жужжите. Вы находитесь в надежных руках. Вам вкручивали, вкручивают и будут вкручивать мозги, а вы платили, платите и будете платить, даже по самым нелепым поводам.
И что самое смешное, вы это делаете с удовольствием. А вот это уже диагноз…