Разногласия по поводу трансграничных вод и строительства плотин становятся важнейшим фактором, лежащим в основе напряженности в турецко-иранских отношениях.
Между Турцией и Ираном разгорается скандал из-за трансграничных вод, усиливающий напряженность, появившуюся в связи с формированием нового правительства в Ираке и контролем над иракским регионом Шенгал. Раздраженный строительством Турцией плотин на реках Арас и Тигр, Тегеран начал публично обвинять Анкару, разжигая спор, который до сих пор в основном ограничивался дипломатическими каналами.
Выступая в парламенте 10 мая, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан раскритиковал проекты строительства плотин в Турции как «неприемлемые» шаги, которые угрожают сократить приток воды и нанести ущерб окружающей среде как в Иране, так и в Ираке. Тегеран должен «вести дело путем диалога и двусторонних переговоров», поскольку Турция не подписала Нью-Йоркскую конвенцию 1997 года о несудоходном использовании трансграничных вод, что не позволяет Тегерану подать в суд на Анкару на международном уровне, сказал министр. «Мы не должны позволять таким странам, как Турция, использовать нынешнее отсутствие международного механизма для изменения условий окружающей среды ни в Иране, ни в Ираке», — добавил он.
Амир Абдоллахиан сказал, что за последние месяцы он поднимал этот вопрос со своим турецким коллегой по меньшей мере три раза — на двух встречах в Нью-Йорке и Тегеране и во время телефонного разговора — и предложил создать совместную комиссию для решения этой проблемы. По его словам, группа экспертов из министерств иностранных дел и энергетики Ирана провела переговоры в Турции в начале этого года, и ожидается, что турецкая делегация вскоре посетит Иран.
Спикер парламента Ирана Мохаммад Багер Галибаф заявил, что Иран рассматривает этот вопрос с точки зрения национальной безопасности.
Арас берет начало в восточной Турции и течет на восток, образуя пограничные участки между несколькими странами, а именно Турцией, Азербайджаном, Ираном и Арменией, прежде чем впадает в реку Кура в Азербайджане. Тигр также берет начало в восточной Турции, течет на юг, образуя пограничные участки между Турцией и Сирией, а также между Сирией и Ираком, прежде чем сливается с Евфратом в Ираке, образуя Шатт-эль-Араб. Согласно турецкой статистике, на долю Ирака приходится 51% стока воды в Тигре, в то время как на долю Турции приходится 40%, а на долю Ирана — 9%.
Тегеран утверждает, что турецкая плотина Илису на Тигре, открытая в прошлом году, представляет собой экологическую угрозу не только для Ирака, но и для Ирана. Иранские официальные лица возложили на Турцию ответственность также за пылевые бури, вызванные засухой, в которой они обвиняют сокращение стока воды в Тигре и Евфрате.
Турции не привыкать к обвинениям из-за воды, выдвигаемым в основном Ираком и Сирией на протяжении десятилетий.