Буквально накануне в Британии опять пошли разговоры об конфискации российских денежных активов и отправки их якобы в помощь Киеву. Сначала подумал, что эти дебаты как бы в продолжении темы конференции в швейцарском Лугано, но потом понял, что всё гораздо хитрее.
Всё-таки эти заявления, похоже, являются отголосками указа президента по обновлению соглашения по раздельному пользованию в уставе нефтегазового проекта «Сахалин-2». Один незначительный, но немаловажный нюанс этого указа и вызвал у англосаксов такой резонанс.
В принципе, и у британцев, и у японцев, которые наряду с «Газпромом являются основными участниками этого проекта, этот указ вызвал форменную истерику. Британский концерн Shell первым после того, как Россию атаковали санкциями, объявил о прекращении проектов в России и начал искать покупателей на свои доли в этих проектах.
Так как просто отказываться от акций, а значит, и от огромной прибыли, британцы не желали, то попытались и в санкциях поучаствовать и остаться при своих. А в проекте «Сахалин-2» Shell повел себя совсем уж нагло, хотя и раньше особо не церемонился. А тут неожиданно для них, да и многих других, прилетела «ответка» от российской власти в виде новых правил совместной работы.
И тут дело даже не в том, что британских и японских заставили доказать своё желание продолжать работу, но только полностью под российской юрисдикцией. Онеметь британцев с японцами заставили условия выкупа своих долей.
По новым правилам нужно лишь прийти и доказать свое право на свою долю. Надо думать, Shell, судя по ускоренному сворачиванию своей деятельности в России и истерики по данному решению уж точно не вернется. И перерегистрация компании-оператора больше влияет на интересы Shell, чем официального Токио.
Япония импортирует примерно 10% нужного ей СПГ из России, причем в основном с проекта «Сахалина-2» в котором японские компании Mitsui и Mitsubishi владеют долями в уставном капитале и от которых, похоже, они не собираются отказываться.
Только теперь перед ними стоит уже не экономическая, а политическая проблема: признание реорганизации юридического устройства проекта согласно указу президента РФ. Токио пока не озвучил свою официальную позицию, но японцы, видимо, смирятся с новшеством.
Если же эти компании откажутся от участия в обновлённом проекте, их доли продаются уполномоченной компании в РФ. Деньги от продажи переведут на отдельный счёт для нерезидентов. И вот тут начинается самое интересное, что очень возмутило зарубежных «партнёров» особенно британцев.
Как говорится: дьявол кроется в деталях. Отказавшиеся от участия в проекте компании не смогут получить свои средства, пока специальная комиссия в правительстве РФ не определит, какой ущерб своими действиями «партнеры» нанесли «Сахалину-2» и в какую сумму этот ущерб оценивается.
Не уверен насчёт японцев, но британцам, похоже, никакая компенсация не светит. Отсюда, как бы на упреждение, и разговоры в Британии о конфискации российских финансовых активов якобы для восстановления Украины. Как в детском саду в песочнице.