Как сообщают различные говорящие головы и инсайдеры военных структур США, помимо проблем непосредственно с гиперзвуковыми ракетами (за последние два года лишь три из десяти испытаний ракет этого класса закончились относительно удачно), не меньшие головные боли у разработчиков и генералитета возникли с системами их перехвата. Точнее с радарами и центрами управления огнём, способными засечь, захватить и дать команду противоракете на уничтожение столь скоростной цели. Три ведущих военных аэрокосмических концерна Америки должны были оформить заявки на тендер и и готовые проекты летом ещё прошлого года, но пока в этом деле стоит гробовая тишина. Больше того, судя по судорожному поиску непонятных альтернатив ракетному гиперзвуковому ПРО, процесс там тоже сильно застопорился. И к концу 2023 года (согласно амбициозным планам Министерства Обороны Соединенных Штатов) никакого прототипа нужного радара на рассмотрении не будет. Одной из альтернатив стала гениальная идея использовать для защиты от «Цирконов» и «Кинжалов» аэростаты.
Сразу представляется картина из истории Обороны Москвы осени и зимы 1941 года. Как вооруженные рабочие из добровольческих дивизий тянут по улицам столицы неповоротливые туши аэростатов. Несмотря на не слишком боевой внешний вид, при умелой постановке они становились грозным оружием. ПВО РККА в годы войны активно использовали более десятка видов аэростатов и те приносили неплохие результаты. Их должны были поднимать на высоту в среднем до 2500 метров и тем самым препятствовать прицельному бомбометанию и работе пикировщиков и штурмовиков. А при случае, надувные гиганты могли и словить зазевавшегося пилота и даже разрушить самолет. И вражеские бомбардировщики регулярно и в них, и в систему поднятых ими тросов врезались.
Первой жертвой аэростатов 1-ой дивизии ПВО над Москвой стал бомбардировщик Ю-88 Второго воздушного Флота Люфтваффе, в конце августа 1941 года. Всего за месяцы бомбардировок столицы они «заловили» в свои заминированные стальные сети 35 вражеских самолётов, и ещё не менее сотни получили серьезные повреждения. Точно такая же картина тогда наблюдалась и в других крупных советских городах и европейских столицах, в частности, в Лондоне. Однако, то было время поршневых самолётов с максимальной скоростью не более 600 кмч, а какое отношение это имеет к гиперзвуку?
Но нет, инженеры из фирмы Raven Aerostar не предполагают, как в войну, для защиты от русских гиперзвуковых ракет завешивать небо американских городов системой шаров, тросов и сетей с воздушными минами. Их задача — раннее обнаружение старта гиперзвуковых ракет, если супостат выйдет на рубеж стрельбы. Аэростат должен поднимать на высоту до 28 километров блок собственного управления и модуль с высокочувствительной аппаратурой, реагирующей на необычно яркие вспышки старта и ускорения гиперзвукового снаряда и сканировать заданный сектор пространства. Если характерная вспышка будет засечена, передающий блок отправляет данные в компетентные наземные службы.
Перехватывать эти ракеты все равно пока нечем, но, как говорится, предупрежден — значит вооружен. Единственное, что должно радовать, а может втайне и огорчать американских военных, это скудные бюджеты данного мероприятия. Общая стоимость программы оценивается в скромные десятки миллионов, вместо привычных жирных миллиардов. Нет сомнений, что рано или поздно американские лаборатории «допилят» нужные радары, но пусть это лучше произойдет поздно, чем рано. А пока мы видим удивительный факт потенциального противостояния первых аппаратов, на которых человек поднялся в воздух, с самыми современными и быстрыми ракетами, и это довольно забавно.