Много шума вокруг отрасли микроэлектроники и такого важного, точнее незаменимого для их производства газа — неона. Практически весь мир зависит всего от ряда производителей, которые образуют своеобразную «цепочку» и являются лидерами. Россия не является в данном случае передовым производителем микрочипов, а «сомнительные» успехи Ростеха недавно раскритиковал Владимир Путин.
Россия преодолеет отставание и будет развиваться — в этом можно не сомневаться.
Только есть один важнейший нюанс — контроль за производством, объёмом и распределением неона. Без этого газа остановится всё производство.
У России несмотря на санкции, есть прекрасная возможность стать ключевым игроком в этой цепочке, незаменимым звеном. Ведь она обладает сырьём, точнее производит его.
В настоящее время на мировом рынке кризис, так как главные производители — в Одессе и Мариуполе, они обеспечивали половину мирового объёма инертного газа. По понятным причинам ни о каком производстве и экспорте сейчас и речи не идёт. Зато Россия являлась поставщиком на эти предприятия сырья для производства неона — это неоно-гелиевая смесь.
Для справки. Неон используется в лазере для фотолитографии при печатании микрочипов на пластинах из кремния. Без него невозможно реализовывать нанотехнологии в этой области.
Весной на совещании у Президента РФ было принято решение — запрет экспорта неона, сырья для его производства и остальных инертных газов. Всё производство конечного продукта будет происходить в России. Продажа только с разрешения правительственной комиссии и только дружественным странам.
— «Мы будем перерабатывать всё внутри страны, используя ограничения на вывоз сырья и самих инертных газов. А на внешние рынки по решению Правительства будем поставлять только конечную продукцию после рассмотрения соответствующей просьбы от наших зарубежных партнёров.»
Работа в этом направлении началась незамедлительно. Как уже доложил Мантуров — в этом году запущен комплекс по выработке чистого неона и до конца года будет произведено 70 000 куб.м. этого газа, в 2023 году объём вырастет до 180 000 куб.м. — это уже четверть мирового объёма.
Также Россия производит криптон, ксенон, имеет долю и в производстве кремния.
Кто сегодня является главным производителем микрочипов и оборудования для их изготовления? В первом случае — это компания из Тайваня — TSMS, во втором — производитель из Голландии, компания — ASML.
Обе компании получали неон от одесского Cryoin и мариупольского Ingas. Сейчас поставок нет. Производство тормозится, запасы заканчиваются, цены на сырьё растут, а значит дороже становится и продукция.
И вот подходим к главному. Тайвань и в частности компания TSMS ввели санкции на поставку в Россию микрочипов и другой микроэлектроники. Приходится использовать серые схемы для ввоза или обращаться к другим производителям. Тайландской компании понадобится неон и они обратятся к России — так легко им не продадут. Политика России изменилась и угождать никому не станут, в правительстве Мишустина сидят не деятели из 90-х.
Аналогичная ситуация и с голландской компанией.
Ключевое слово в вышеприведённой выдержке — это «поставка только конечной продукции» и » нашим партнёрам». Тайвань и Голландия проявили себя совсем недружественно. Так что рассчитывать на что-либо им теперь не приходится (а обратится придётся) или придётся подчиниться любым требованиям России.
В этом случае Россия может очень многое получить взамен —
1. Помочь другим компаниям и обеспечив их сырьём, стимулировать развитие в обмен на необходимую продукцию и технологии.
2. Кроме продукции, есть вариант создания совместных предприятий и производств на территории России, а не в Китае или условной Индонезии.
3. Другие виды сотрудничества.
Уникальный шанс для получения выгоды, стать крупнейшим производителем неона, развития сотрудничества, а также собственных наработок, технологий и производства. Задачи в данном направлении озвучены, реализация начата и для России жизненно необходимо добиться успеха. Так что в серьёзности подхода можно не сомневаться.