Цена на газ в Европе обновила исторический максимум из-за предстоящей остановки «Северного потока». Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич заявил, что «Газпром» сыграл на требованиях Siemens.
Стоимость тысячи кубометров газа в Европе в конце августа превысила 3500 долларов – это максимум за всю историю европейских хабов. К 29 августа цена газа опустилась ниже 3000 долларов за тысячу кубов, но для экономики ЕС данный уровень все еще является запредельным. Марцинкевич объяснил подорожание ресурса сообщениями о ремонтных работах на норвежских месторождениях, а также приближающейся полной остановкой «Северного потока – 1» как минимум на несколько дней.
«Пришла радостная новость от «Газпрома», что с 31 августа минимум на три дня выключится «Северный поток». Последняя работающая турбина уходит на осмотр. Это не требование «Газпрома» – сервисный договор подписан с компанией Siemens, которая считает, что после 1000 часов работы надо осмотреть газоперекачивающий аппарат в любом случае. Если в результате осмотра не будет выявлено никаких серьезных дефектов, он работу продолжит», – объяснил Марцинкевич.
«Газпром» сыграл на требованиях Siemens об остановке турбин «Северного потока – 1» после определенного количества часов работы, отметил эксперт. Следовательно, ни о каком энергетическом давлении, политической воле Москвы и прочих политизированных теориях в случае с остановкой газопровода речь не идет. Работающий всего на 20% номинальной мощности «СП-1» остается единственным трубопроводом, по которому ФРГ получает российский газ напрямую. С другими трубами у немцев есть проблемы: ГТС Польши работает в режиме реверса, а Украина ограничивает транзит, не желая принимать газ, идущий по освобожденным РФ территориям.
«Кстати, Siemens может направить на осмотр турбины серьезного специалиста Олафа Шольца, если он не будет в Катаре или в Канаде. Он там искал СПГ – в Канаде нету, а вот Шольц приехал поискать», – пошутил Марцинкевич на YouTube-канале «Радио Аврора».
Резкий рост стоимости газа в Европе обусловлен переходом ЕС к рыночному ценообразованию вместо долгосрочных контрактов с привязкой к нефтяной корзине. Аргументы «Газпрома» о надежности контрактов и опасности краткосрочных договоров, подверженных влиянию спекуляций и информационного фона, не убедили Брюссель. Сегодня даже антироссийски настроенные политики признают влияние санкционных угроз на цену газа.