Госдума единогласно одобрила приостановку участия России в Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Законопроект внес президент Владимир Путин накануне, 21 февраля. О решении приостановить участие в договоре он объявил во время оглашения послания Федеральному собранию. Как пояснил президент, ситуация вокруг договора неразрывно связана с ситуацией на Украине.
«Нам известно, что Запад прямо причастен к попыткам киевского режима нанести удары по базам нашей стратегической авиации. Использованные для этого беспилотники были оснащены и модернизированы при содействии натовских специалистов. И вот теперь они хотят еще и осматривать наши оборонные объекты», — заявил Путин.
По словам президента, через представителей НАТО России выдвигают ультиматум: «Россия выполняет все, о чем договорились, в том числе договор об СНВ, беспрекословно, а мы будем вести себя, как заблагорассудится», и это «или верх лицемерия и цинизма, или верх глупости».
«Но идиотами их не назовёшь — они всё-таки неглупые люди. Нам стратегическое поражение хотят нанести и лезут на наши ядерные объекты», — сказал российский лидер, при этом подчеркнув, что Росси не прекращает свое участие в договоре, а именно приостанавливает. Мы готовы вернуться к обсуждению этого вопроса, но уже не только с США, а также с НАТО, Великобританией и Францией, которые также обладают стратегическими арсеналами.
Проблема в том, что сам текст договора СНВ-3 не предусматривает такого механизма, как приостановка участия в нем. Этот документ был подписан в 2010 году Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Он ограничивает число ядерных боезарядов каждой из баллистических ракет. Зимой 2021 года действие договора было продлено до 5 февраля 2026 года и пока не приостанавливался.
Впрочем, с практической точки зрения приостановка Россией действия СНВ не говорит о том, что мы тут же начнем производить стратегические наступательные вооружения. Как уточнили вечером 21 февраля в МИД РФ, пока что приостановка касается только взаимных проверок стратегических объектов.
«В целях поддержания достаточной степени предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере Россия намерена придерживаться ответственного подхода и продолжит в пределах жизненного цикла Договора неукоснительно соблюдать предусмотренные им количественные ограничения на СНВ. Кроме того, российская сторона будет и далее участвовать в обмене с американской стороной уведомлениями о пусках МБР и БРПЛ на основе соответствующего соглашения между СССР и США 1988 г.», — говорится в заявлении ведомства.
В МИДе также подчеркнули, что решение о приостановлении действия ДСНВ может быть обратимо, но для этого в Вашингтоне должны проявить политическую волю и предпринять добросовестные усилия в целях общей деэскалации и создания условий для возобновления договора.
Однако, судя по всему, это перспектива не ближайших месяцев. Как сказал Дмитрий Песков 22 февраля, реакция Запада на приостановку РФ участия в ДСНВ не дает повода надеяться на готовность к переговорам. России нужно сохранять терпение в ожидании, когда Запад созреет для нормального диалога по ДСНВ. Он добавил, что Россия будет готова вернуться к выполнению ДСНВ, как только Запад будет готов принимать во внимание ее озабоченности.
Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев считает, что сами США не будут выходить из ДСНВ, так как они уступают России в стратегических вооружениях, поэтому это не в их интересах.
— В самом договоре не предусмотрен механизм приостановки, поэтому с юридической точки зрения наше решение достаточно расплывчато. С политической точки зрения оно значит, что у России есть большое недоверие к США, к их политике в целом и политике к России и украинскому кризису в частности.
Как мне кажется, политический аспект является основным. Это еще один сигнал, еще одно послание России руководству США о том, что РФ не удовлетворена действиями, которые проводит Вашингтон. Она не намерена идти на уступки и на все силовые действия со стороны США готова ответить такими же силовыми действиями, грубо говоря, ответить ударом на удар.
— Выйдут ли теперь США из СНВ?
— Это большой вопрос. По моему мнению, выход США из договора и развязывание рук России в намечающейся гонки вооружений не в интересах Штатов. У России уже есть «суперракеты», и на сегодняшний день она может их производить в достаточно большом количестве, в отличие от США, которые на это еще не способны. Поэтому им выгодно поддерживать действие соглашения, которое связывает руки России. Как заявили в МИД РФ вчера вечером, пока что Россия согласна и готова придерживаться тех параметров, которые прописаны в этом документе, это устраивает США.
Что касается так называемой верификации, то есть контроля над выполнением этого договора, это, с точки зрения американцев, является одним из его важнейших элементов соглашения. Если Россия не согласится на условия контроля, прописанные в документе, США могут оставить за собой право действовать по своему усмотрению. Но, думаю, какие-то переговоры и договоренности могут быть достигнуты, хотя бы в виде своеобразных джентльменских соглашений. Хотя в нынешних условиях, как показывает практика, все эти джентльменские соглашения не работают.
С практической точки зрения говорить о гибели СНВ-3 рано, но ясно, что ситуация осложняется. Это еще один шаг на пути обострения российско-американских отношений и международной напряженности.
— Что нужно для восстановления действия договора, урегулирование украинского кризиса?
— Кризис на Украине, который в ближайшее время, естественно, не будет разрешен, — это лишь часть проблемы. Речь должна идти о принципиальном изменении характера политики США в отношении России и российско-американских отношений. Только в этом случае можно будет говорить о том, чтобы этот договор заработал. СНВ-3 отражает уровень доверия между двумя странами. Сейчас этот уровень ниже плинтуса, что и отражено в решении о приостановке действия договора.
Политолог Юрий Светов поясняет, что с практической точки зрения у России теперь развязаны руки в плане производства стратегических вооружений. Это не значит, что она воспользуется такой возможностью, но при необходимости может пойти по пути «гонки вооружений».
— Американцы, конечно, не выйдут из этого соглашения. Обычно они первыми прекращают свое участие в подобных соглашениях. Так они сделали с договором ПРО, договором об открытом небе и многими другими. Они выходили из них в одностороннем порядке и считали, что это их право. Они вошли, они вышли, и никто ни с какими осуждениями не выступал, и генсек НАТО не разглагольствовал о том, как это плохо. Но сейчас первый шаг сделали мы. Поэтому теперь они будут изо всех сил изображать из себя блюстителей этого договора.
— Есть ли шанс, что соглашение будет возобновлено?
— Американцы уже заявили о готовности продолжать переговоры, чтобы продолжить действие соглашения. Но мы выдвинули условие, чтобы в этот договор были включены НАТО и, прежде всего, Франция и Англия, как обладатели ядерного оружия. До сих пор они не учитывались, хот являются союзниками США. Буквально вчера Джо Байден заявил о невиданной сплоченности НАТО. Ну раз вы так сплочены, давайте считать и ядерные ракеты этих стран.
— Какие конкретные последствия от нашей приостановки участие в СНВ для нас?
— Мы приобретаем определенную свободу действий. Если нам понадобится, мы можем увеличить количество и носителей, и зарядов. Мы не являемся сейчас участниками этого соглашения, поэтому можем действовать, как посчитаем нужным. Это не значит, что мы прямо сейчас начнем это делать, но если такая необходимость возникнет, у нас развязаны руки.
Почему американцы выходили из договора ПРО и других соглашений? Они считали, что им он мешает. Они хотели бы сделать какие-то вещи, а он им в этом препятствовал, поэтому они спокойно вышли из него и на все наши возражения им было плевать. Теперь же подобный шаг сделали мы. Это, конечно, не то, что может вызывать восторг само по себе, но это реальная необходимость.
— Могут ли США пойти на уступки, чтобы убедить Россию возобновить действие СНВ?
— Я пока еще ни разу не видел, чтобы американцы шли на какие-то уступки и шаги навстречу. Единственный раз это случилось во время Карибского кризиса, когда мир был поставлен на грань ядерной войны. Вот тогда они почувствовали угрозу и сдали назад. В любом другом случае они будут действовать так, как им удобно. Только когда возникнет реальный вызов для них, они начнут дергаться.
— То есть сейчас мы двигаемся по сценарию Карибского кризиса?
— В какой-то мере да. Не нужно питать иллюзий. Они воюют против нас руками украинцев и при этом еще хотят нас контролировать, вдруг мы что-то еще сделаем.
Американцы какое-то время назад испытали психологический шок — это создание гиперзвукового оружия. У нас оно есть, китайцы тоже близки подошли к его созданию, а у них таких вооружений нет. Из-за этого они переживают и страдают. Проверки в рамках СНВ нужны им именно для того, чтобы понять, а вдруг мы еще что-то создали. Владимир Путин же сказал, что обновление нашего ядерного арсенала составляет 91%. У них же много устаревшего. Поэтому они пытаются как-то приостановить наши возможности.
Но мы первыми приостановили наше участие в СНВ, перехватив инициативу. Пусть они теперь делают то, что считают нужным. Если хотят, чтобы договор работал, пусть вносят конкретные предложения, которые будут учитывать нашу обеспокоенность. Если не хотят — договор и дальше будет приостановлен, вот и все.
Анна Седова