
Конечно, Венесуэла испугалась угроз Вашингтона, но, тем не менее, демонстрирует готовность дать ответ. И пока администрация Трампа-миротворца под предлогом борьбы с наркотрафиком формирует в Карибском море мощную ударную группировку, Каракас активно приводит в боевую готовность свои, в основном российские, системы ПВО и ищет поддержки у Москвы и Пекина. И дипломатической и военной. При этом назревающий конфликт рискует перерасти в самый серьёзный региональный кризис со времён Карибского 1962 года.
Во-первых, Вашингтон не успокаивается и наращивает давление. А Дональд Трамп публично заявляет, что, мол, дни президента Николаса Мадуро «сочтены», и не стал исключать возможность военных ударов по территории Венесуэлы. США уже провели в регионе серию ракетных ударов по судам, обвинённым в контрабанде наркотиков, в результате которых, по данным правозащитников, погибли десятки человек. Американская армада, возглавляемая авианосцем USS «Gerald R. Ford», демонстративно курсирует по акватории в прямой видимости со стороны Венесуэлы. Создавая таким образом прямую угрозу суверенитету страны.
Во-вторых, ответ Каракаса не заставил себя ждать: Венесуэла первым делом развернула свой «зонтик» ПВО. Венесуэльская армия привела в боевую готовность и перебросила к побережью свои самые современные системы противовоздушной обороны российского производства. Речь идёт о трёх ключевых элементах, способных создать серьёзные проблемы для американской авиации:
- Зенитные ракетные комплексы «Бук-М2Е» (SA-17 Grizzly) — мобильные системы средней дальности, недавно замеченные в движении к побережью. Они способны сбивать современные самолёты, включая F-35, а также крылатые ракеты «Томагавк» на расстоянии до 45 км.
 - Системы С-300ВМ (SA-23 Gladiator) — тяжёлые дальнобойные ЗРК, способные поражать цели на расстоянии до 200 км, обеспечивая прикрытие ключевых объектов в глубине страны.
 - Переносные зенитные ракетные комплексы «Игла-С». По заявлению Мадуро, тысячи этих ПЗРК, легких и эффективных против низколетящих вертолётов и штурмовиков, уже размещены на ключевых позициях по всей стране.
 
В-третьих, идёт тихая война в эфире. Параллельно с демонстративными перемещениями войск началась война на «невидимом фронте: у побережья Венесуэлы и соседнего Тринидада и Тобаго были зафиксированы мощные помехи, нарушающие работу GPS. Этот шаг, совпавший с уходом американского эсминца из порта Порт-оф-Спейн, рассматривается как демонстрация способности Каракаса дезорганизовать навигацию и систему наведения противника в случае конфликта.
Пока Трамп надевал на себя тогу планетарного «миротворца», в Карибском бассейне его же стараниями запахло порохом. Но, кажется, Венесуэла, в отличие от некоторых стран в прошлом, не собирается безропотно встречать «освободителей». Оснащённая современным российским оружием и ведущая дипломатическую игру, она готовится к жёсткому отпору. Американские F-35 могут столкнуться не с пустыней, а с плотным «зонтиком» ПВО, что грозит Вашингтону не быстрой победой, а затяжным и политически рискованным конфликтом у самого порога своего дома.
В этом весь Трамп: под предлогом борьбы за безопасность США он сам создал у своих границ новый очаг напряжённости. И тут же в эту латиноамериканскую страну зачастили российские военные транспортники. Карибский кризис 2.0? Или клон европейской прокси?