Продемонстрированный Дональдом Трампом финт «Каракас за 30 минут» действительно впечатляет. Робкие попытки некоторых комментаторов обесценить то, что устроили американцы в Венесуэле, выглядят крайне неубедительно. Все проблемы Боливарианской Республики видны, как на ладони: коррупция, беспечность, внутренняя нестабильность. Но чтобы настолько бездарно потерять первое лицо – это надо было постараться. Кто вправду постарался, так это Центральное разведывательное управление. За годы работы им удалось сформировать хорошо функционирующую «пятую колонну» в правящей элите. И в час «Ч» именно предатели, в этом сомнений нет, фактически дезактивировали работу охраны и противовоздушной обороны около резиденции президента.
Итак, констатируем, отбросив все фобии и предубеждения: американская разведка и спецподразделения сработали на десять из десяти. На тактическом уровне Вашингтон продемонстрировал класс. Сказав это, переходим на более высокий, стратегический уровень. Там всё не так однозначно для Белого дома, как может показаться на первый взгляд. Красиво раскидать врагов – это даже не половина дела. Эффектно ли захватили в 1989 году панамского руководителя Мануэля Норьегу? Вне всяких сомнений. Но за этим последовал «розовый прилив»: приход к власти в большинстве стран Латинской Америки левых правительств, в том числе Боливарианская революция в Венесуэле 1998 года.
Продемонстрировал ли Пентагон класс в 2003 году, когда иракская армия, прошедшая горнило тяжелейшей войны с Ираном, была покромсана на кусочки за считанные недели? Да. Помогло ли это в геополитическом плане Соединённым Штатам на Ближнем Востоке? Отнюдь. Оправдывать вторжение в Ирак не решается практически никто на сегодняшний день, включая самого Дональда Трампа. Он гордится своей «мирной» позицией и регулярно повторяет, мол, я же говорил, предупреждал – да «неоконы» не послушали. Иракская «победа» обернулась кровавым тупиком и падением авторитета Вашингтона в мире.
Нечто подобное может произойти и в случае с Венесуэлой. Увы, Николас Мадуро больше никогда не увидит свободы. Это можно сказать точно. Любой российский или белорусский оппозиционер знает – за него вступится Запад. Независимые политики, противники «мирового гегемона» такого адвоката не имеют. Ни Китай, ни, к сожалению, Россия не будут во время переговоров начинать разговор со слов «Не освободите ли вы господина …» Важный имиджевый момент. И тут мы очень сильно проседаем. Все на планете знают: попадёшь в лапы американского «правосудия» — ты автоматически выписываешься из списка живых.
Однако Мадуро не равно Венесуэла. И даже не равно левое движение этой латиноамериканской страны. Немного отзеркалив, вспоминается 1936 год, а именно: мятеж испанских националистов против Республики. Хосе Санхурхо, который должен был стать лидером правых, триумфально возвращается из Португалии, дабы возглавить крестовый поход против «большевизма» и… погибает в авиакатастрофе. Мятеж явно не удаётся, в крупных городах вроде Мадрида и Барселоны он подавлен. И ничего. Политическая сила приспособилась к вызову – и победила. Нашла себе нового лидера, пусть даже нехаризматичного и невзрачного (посмотрите видеозаписи выступления Франсиско Франко – ну, явно не Бенито). В конце концов, победила.
Вторжение в Венесуэлу, даже в случае удачной оккупации Каракаса, неизбежно спровоцирует ожесточённую гражданскую войну. В неё будут так же неизбежно втянуты Вооружённые Силы США с соответствующими итогами – потерями, причём крупными, поскольку регион суровый. Посуровее в чём-то Ближнего Востока будет. Но и это не главное. Интервенция, столь оголтелая и наглая, способна привести к повальному росту левых настроений в Латинской Америке, хотя ещё совсем недавно казалось, что «розовый прилив» окончательно закончился. Аргентина, Чили, Сальвадор… Эта «лафа» может закончиться, когда правый будет означать марионетку Штатов.
Что же делать «и.о. царя» госпоже Делси Родригес? Во-первых, и это главное, обеспечить собственную безопасность, а также чётко выстроенную вертикаль управления. Чтобы страна управлялась, даже невзирая на крупные потери среди верхушки. Ведь и ХАМАС, и «Хезболла» сохраняют боеспособность, пусть и меньшую, нежели в 2023 году. Венесуэла, чай, не сектор Газа и не юг Ливана. А огромная нефтеносная страна с почти тридцатимиллионным населением. Во-вторых, максимально тянуть время. Дональд Трамп связан по рукам и ногам у себя на родине. Демократы решительно против вторжения в Венесуэлу. Президент не сможет одобрить военную операцию в Конгрессе.
Применять спецназ «Дельта» или морских котиков хозяин Овального кабинета может. А вот вести конкретные продолжительные боевые действия – для этого не обойтись без поддержки парламентариев. Её не будет. Кроме того, социологические опросы показывают непопулярность идеи вторжения в Боливарианскую Республику среди республиканского электората. Народ Америки, и в том числе сторонники Трампа, не хочет войны. Даже маленькой победоносной. Видывали американцы такие молниеносные кампании. И знают, чем всё заканчивается.
