С января 2026 года в России начали действовать обновленные правила контроля за банковскими переводами. Банк России ввел новые критерии, по которым финансовые операции могут быть признаны подозрительными. Эти меры направлены на усиление борьбы с мошенничеством при совершении переводов без согласия клиента или под влиянием обмана.
Ранее установленные шесть признаков подозрительных операций сохранили свою силу и были дополнены новыми. В совокупности они позволяют банкам более эффективно выявлять и блокировать. Ключевые изменения затронули как технические аспекты проведения платежей, так и поведенческие паттерны клиентов.
Одним из сохранившихся признаков является наличие реквизитов получателя в специальной базе данных Банка России, где фиксируется информация о мошеннических операциях. Также проверке подлежат переводы, совершенные с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками, если такие сведения есть в распоряжении банка.
Еще одним важным признаком является наличие информации о подозрительных операциях в базе банка или подозрительная операция по сумме, времени или периодичности, которая несвойственна поведению конкретного клиента.
В перечень также входят ситуации, когда по факту мошенничества в отношении получателя средств уже возбуждено уголовное дело. Банки обязаны учитывать и информацию от сторонних организаций, например, от операторов связи, указывающую на повышенный риск мошенничества. В частности, анализируются данные о необычной телефонной активности или резком росте объема сообщений от неизвестных источников, зафиксированные минимум за шесть часов до перевода.
Новые критерии значительно расширили список оснований для проверки. Например, операция может быть признана подозрительной, если при бесконтактной оплате с карты время обмена данными между картой и банкоматом превысило технические нормы, установленные платежной системой.
Особое внимание уделяется изменениям контактных данных. Если в течение 48 часов до перевода в онлайн-банке или на государственных сервисах был изменен номер телефона, привязанный к счету, это может стать поводом для дополнительной верификации операции. Также основанием является обнаружение вредоносного программного обеспечения на устройстве клиента или иные признаки получения злоумышленниками удаленного доступа.
Отдельная группа признаков связана с логикой финансового поведения. Подозрительной может быть признана попытка внести наличные на счет, владелец которого недавно совершал крупные трансграничные переводы, особенно если такие операции были зафиксированы в последние сутки.
Вызывает вопросы у регулятора и ситуация, когда перевод совершается между лицами, у которых за последние полгода не было никаких финансовых взаимодействий. Риск возрастает, если перед этим на счет отправителя поступил крупный перевод из другого банка.
Кроме того, банки обязаны учитывать сведения, если получатель или отправитель средств фигурирует в государственной системе противодействия правонарушениям с использованием информационных технологий. Запуск этой системы запланирован на 1 марта 2026 года. Совокупность этих мер направлена на создание более надежного барьера против мошеннических схем в банковской сфере.
