В России готовится потенциальное ужесточение правил допуска к управлению автомобилем для граждан старше 60 лет. Как пояснил автоэксперт Дмитрий Попов, обсуждаемая инициатива направлена на поиск оптимального баланса между обеспечением безопасности на дорогах и сохранением мобильности пожилых людей. Основная цель таких мер — обеспечить баланс между правом на мобильность и необходимостью минимизации рисков, связанных с возрастными изменениями организма.
Ключевым изменением может стать введение более частых и детальных медицинских и психофизиологических проверок для этой возрастной категории водителей.
«Что касается проверок, предполагается внедрение более строгих медицинских и психологических обследований. В частности, могут быть введены регулярные медицинские осмотры, включающие оценку зрения, слуха, реакции и когнитивных функций. Также возможны тесты на реакцию и внимательность, а при наличии хронических заболеваний — дополнительные консультации специалистов», — объяснил Дмитрий Попов.
Такой подход призван систематически отслеживать состояние здоровья, напрямую влияющее на способность безопасно управлять транспортным средством.
Необходимость нововведений, по словам эксперта, продиктована объективными данными. Основная причина инициативы — повышение безопасности дорожного движения. Исследования и статистика аварийности указывают на то, что с возрастом увеличивается риск возникновения ДТП по причине ухудшения физических и когнитивных функций. Речь идет о возможном снижении остроты зрения и слуха, замедлении скорости реакции, ухудшении концентрации внимания и способности быстро оценивать дорожную обстановку, а также о влиянии хронических заболеваний и принимаемых лекарств.
Предлагаемые регулярные осмотры будут сфокусированы именно на этих критически важных для вождения аспектах.
«Такой подход позволит своевременно выявлять возможные ограничения и принимать решения о продолжении или временной приостановке права на управление транспортным средством», — подчеркнул Попов.
Речь не обязательно о полном лишении прав, но, возможно, о временных ограничениях или рекомендациях (например, вождение только в светлое время суток, на знакомых маршрутах или в сопровождении).
Эксперт особо отметил, что инициатива не должна превратиться в дискриминацию по возрасту.
«В то же время, важно учитывать право пожилых людей на самостоятельную мобильность, которая способствует их социальной активности и качеству жизни. Поэтому меры должны быть сбалансированными: обеспечивать безопасность без чрезмерных ограничений», — добавил спикер.
Для многих пожилых граждан автомобиль остается ключевым средством поддержания независимости, доступа к услугам, общению и активному образу жизни.
Внедрение более современных и объективных методов оценки – еще один важный аспект планируемых изменений. Попов заключил, что внедрение современных методов проверки поможет сделать процесс более объективным и справедливым. Это может включать использование компьютерных тестов на реакцию и внимание, стандартизированных когнитивных батарей, применяемых в медицине, и четких медицинских критериев, что снизит субъективность при принятии решения о допуске к вождению.
Таким образом, обсуждаемые меры направлены на создание прозрачной и научно обоснованной системы, которая, с одной стороны, поможет выявить водителей, чьи возрастные изменения здоровья создают реальный риск на дороге, а с другой – защитит права тех пожилых автовладельцев, чьи физические и когнитивные показатели по-прежнему позволяют им управлять автомобилем безопасно. Окончательные решения и механизмы реализации инициативы пока находятся в стадии обсуждения.