Затянувшаяся на несколько дней и в итоге свёрнутая спасательная операция российской альпинистки, в рамках которой травмировались сами спецы, произвела на её сограждан двоякий эффект. История Натальи, у которой, как считают, не было уже никаких шансов, вызвала далеко не только сочувствие её романтической и смертельно опасной страсти: в соцсетях звучат призывы не пускать людей в горы в принципе или заставлять оплачивать огромные счета в случае ЧП.
Трагичная история альпинистки Натальи Наговициной, оказавшейся в ловушке в горах из-за повреждённой ноги, стала поводом для федеральной дискуссии. Как сообщают СМИ, в Госдуме собираются поработать над правилами для скалолазов на фоне возникших у россиян вопросов к любителям экстремального спорта: после того, как была прервана многодневная спасательная операция, в рамках которой пытались вернуть Наталью, в стране говорили о справедливости, громко задавая довольно циничные, но от того не менее аргументированные вопросы.
Напомним, о положении Наговициной, оказавшейся «запертой» повреждением ноги на высоте более 7 тысяч метров на пике Победы, стало известно 19 августа: уже к тому моменту она находилась там несколько дней. Ранее, в 2021-м году, она уже пережила трагедию на высоте: её муж перенёс инсульт во время спуска с вершины Хан-Тегри и Наталья оставалась с ним до прибытия подмоги несколько дней, но и они не смогли выручить – Сергей погиб, а его вдова в 2022-м вернулась на ту же вершину, чтобы увековечить его память, и в целом сохранила любовь к альпинизму. Операцию по спасению Наговициной с пика Победы остановили 23 августа, когда все спецы МЧС республики пришли к выводу, что шансов вернуть Наталью живой больше нет.
В то же время в соцсетях активно разгоралась дискуссия на тему того, почему человека, самостоятельно решившего пойти на смертельный риск, должны выручать за госсчёт. Сказались и полученные сотрудниками экстренных служб травмы в рамках операции, а также гибель во время спуска итальянского альпиниста, пришедшего на помощь Наговициной. Можно, конечно, парировать сообщения в духе «зачем вообще помогать?» соображениями гуманизма, но мнение «залезли они, а платим мы» пользуется чудовищной популярностью в комментариях. Голоса защитников, уточняющие, что альпинистка изначально получила травму из-за другого скалолаза, в гуле недовольных откровенно «утопают»:
Харитонова Елена: Жизнь — это то, что мы из нее делаем. Она взрослый человек и сделала свой выбор;
Такс: Искренне жаль Наталью. А также остальных людей погибших, и получивших увечья во время операции спасения;
Альберт Ростов: Вот честно — абсолютно не жаль. Ни на грамм. Жаль ребёнка, которого два недородителя оставили сиротой;
Vladimir: Сколько сил и энергии требуется для спасения этих чокнутых альпинистов, итальянец погиб, вертолёт совершил жесткую посадку, чуть не разбились из-за одного человека, который не думает не только о своей, но и о чужой жизни;
Yes: Я понимал бы там на пике разбился самолёт с миллионом долларов и все полезли на этот пик, а так залез, посмотрел и слез. Это всё равно, как по стене небоскреба в Москва Сити карабкаться на верхний этаж, когда все поднимаются на лифте;
Irina Klinkova: Из-за таких неугомонных другие люди получают травмы рискуют жизнью погибают..на какие шиши они лезут на эти горы…
Марина Слугина: Согласна, это выбор этих людей, они жить не могут без гор! Но почему должны другие люди их спасать, получать травмы, гибнуть? Почему страна должна оплачивать их хотелки? Перед подъемом напиши прощальное письмо родным и близким, оставь завещание и вперед! Ты никому не должен и у тебя должников нет!
Ирина Пусина: И зачем лезть в эти высоты, непредназначенные для людей? Какой эгоизм, оставить сына сиротой! Наркоманы альпинистские.
Зоя С.: Человек, может быть и «вершина эволюции», но некоторые ВЕРШИНЫ всё же непокоряемы… Жаль, очень жаль, но это личный выбор.
В итоге и в Госдуме сообщили о возможных изменениях правил для российских альпинистов на фоне возникшего обсуждения. Обе инициативы принадлежат зампреду комитета Госдумы по туризму Сергею Кривоносову. В беседе с ТАСС на выходных он предложил ввести обязательное медосвидетельствование для тех, кто собирается на высоту от 3 тысяч метров (можно вспомнить мужа Наговициной, который не смог продолжать путь из-за инсульта). Кроме того, Кривоносов предложил и другую меру:
— Я считаю, что в России необходимо проработать вопрос введения обязательного сопровождения гидов на высотах от 4-5 тыс. м, особенно для туристов без опыта. Это не должно ограничивать права граждан, но обязано повысить безопасность, — сказал парламентарий в беседе с URA.ru уже 25 августа.
Нужно, конечно, отметить, что законодательные изменения, конечно, могут работать в РФ, но не на территории других государств: пик Победы, напомним, на территории горной системы в Киргизии.