Решение правительства о переносе повышения утильсбора на 1 декабря стало ключевым событием для российского автопрома. Этот шаг создает уникальное окно возможностей как для дилеров, так и для покупателей, пытающихся спрогнозировать ценовую динамику в условиях множества экономических вызовов. На фоне сохраняющейся высокой ключевой ставки в 17% и сложной логистической ситуации перенос дает рынку столь необходимую передышку.
Инициатива исходила от первого вице-премьера Дениса Мантурова, который поручил Минпромторгу оперативно представить предложения о переносе даты вступления в силу новых правил расчета утилизационного сбора. В отрасли это решение восприняли как возможность адаптироваться к грядущим изменениям и избежать серьезных сбоев в поставках.
Предоставление переходного периода стало необходимостью.
Такую оценку ситуации дал директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов. По его словам, участники рынка, включая тех, кто уже внес предоплату за автомобили, столкнулись с логистическими трудностями и перегрузкой таможенно-логистических хабов. Перенос сроков, подчеркнул эксперт, не отменяет саму реформу, а лишь делает ее внедрение более плавным.
Иванов ожидает, что октябрьские показатели продаж могут быть немного ниже прогнозов, однако это поможет избежать падения спроса в дальнейшем и обеспечит стабильную динамику рынка до конца года. Такой взгляд разделяют и другие участники рынка, отмечающие, что автомобилисты занимают выжидательную позицию в ожидании лучших кредитных условий.
Гонка против времени: импорт в условиях неопределенности
Автодилеры активно используют предоставленную отсрочку для наращивания товарных запасов. По оценкам генерального директора ГК «Аларм-Моторс» Романа Слуцкого, текущие запасы составляют около 500 тысяч автомобилей, но к началу четвертого квартала они могут сократиться до 350 тысяч штук.
В последнем квартале 2025 года компании постараются максимально увеличить импорт автомобилей — как по официальным, так и по параллельным каналам, чтобы успеть завезти машины до подорожания.
Такую стратегию подтвердил директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров. Он не исключил, что реальный перенос сроков может состояться даже до 1 января, что даст дополнительное пространство для маневра импортерам.
По данным агентства «АВТОСТАТ», за первое полугодие 2025 года в России было продано 530,4 тысяч новых легковых автомобилей, что на 26,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Столь значительное падение во многом обусловлено действием двух ключевых факторов: высокой ключевой ставкой ЦБ и ожиданием изменений в утильсборе.
Ценовой шок отложен, но не отменен
Эксперты единодушны в том, что перенос не отменяет неизбежное подорожание, а лишь отодвигает его на два месяца. Наиболее существенный рост цен затронет мощные автомобили и электрокары.
Повышение ставок утильсбора приведет к заметному росту цен на автомобили мощностью свыше 160 лошадиных сил.
Генеральный директор ГК «Интерлизинг» Артем Алешкин привел конкретные примеры: Geely Monjaro может подорожать примерно на 840 тысяч рублей, Toyota RAV4 с двигателем 2,0 литра — на 750 тысяч, а версия 2,5 литра — почти на два миллиона. Электромобили прибавят в цене от 1,5 до 3 миллионов рублей, внедорожники с объемом двигателя свыше 3 литров — около 2,5 миллиона.
При этом, как отмечает эксперт, мощные автомобили составляют лишь 3–4% рынка, поэтому общие последствия будут ограниченными. Однако психологический эффект может оказаться более значительным, повлияв на покупательские настроения во всех сегментах.
Ключевая ставка как сдерживающий фактор
Важным контекстом происходящего остается денежно-кредитная политика Центробанка. Ключевая ставка, несмотря на три последовательных снижения, остается на уровне 17%, что продолжает сдерживать покупательскую активность.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) констатируют, что автокредитование сократилось примерно в два раза по сравнению с докризисными показателями. При этом 50–60% машин традиционно продается в кредит, что делает доступность заемных средств критически важным фактором для всего рынка.
Очень здорово, что ставку снижают, но в целом нужно понимать, что ставка примерно 15% — это то, над чем еще может предприниматель работать и зарабатывать. Все, что выше, — губительно для любого бизнеса, автобизнеса в том числе.
Президент Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслав Жигалов отмечает, что на депозитах у населения скопилось более 61 трлн рублей, что почти равно годовому розничному обороту экономики. Перевод даже 10% этих средств в потребительский спрос способен резко изменить рыночную динамику.
Вторичный рынок как бенефициар реформы
Повышение утильсбора может неожиданно оживить рынок подержанных автомобилей. По мнению экспертов, часть покупателей переориентируется с новых машин на автомобили, растаможенные по старым правилам.
Покупатели начнут искать альтернативу среди машин, растаможенных по старым правилам, включая подержанные автомобили. Это приведет к росту цен на вторичном рынке.
Такой прогноз дает руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. Он также ожидает, что новые правила приведут к «очищению» рынка: поставки машин все больше будут сосредоточены у официальных дилеров, обеспечивающих гарантию и защиту прав покупателей.
Однако после кратковременного всплеска продаж в преддверии реформы возможен спад, особенно в сегменте доступных автомобилей. Восстановление устойчивого спроса, по мнению Корнева, возможно лишь после снижения ключевой ставки Центробанка до уровня 13–14%.
Взгляд в 2026 год: перспективы стабилизации
Несмотря на текущие сложности, участники рынка с осторожным оптимизмом смотрят в будущее. По оценкам аналитиков, ключевая ставка может снизиться до 12-13% в 2026 году, что создаст более благоприятные условия для кредитования.
Роман Слуцкий из «Аларм-Моторс» прогнозирует итоги 2025 года на уровне 1,05–1,13 млн новых машин. При этом он не ожидает полноценного возвращения ушедших с российского рынка брендов в ближайшие несколько лет, отмечая, что китайский автопром не оставит им ниш в массовом сегменте.
Опрошенные Autonews.ru эксперты сходятся во мнении, что настоящий переломный момент для авторынка наступит при снижении ключевой ставки ниже 14%. Именно этот уровень способен подстегнуть спрос на автомобили и запустить процесс устойчивого восстановления рынка после нескольких сложных лет.
До конца года покупатели получают уникальную возможность приобрести автомобили по текущим ценам, пока новые правила утильсбора не вступили в силу. Однако общее подорожание, по прогнозам экспертов, успеет затронуть все сегменты авторынка до конца года, после чего восстановление спроса будет напрямую зависеть от дальнейших шагов Центробанка по смягчению денежно-кредитной политики.