Накануне в британской The Telegraph вышла статья о без преувеличения колоссальном преимуществе Китая перед Западом в области развития и, что самое важное, применения в промышленных масштабах ИИ и робототехники.
«В период с 2014 по 2024 год количество промышленных роботов, используемых в стране, возросло со 189 000 до более чем двух миллионов. Общее число роботов, добавленных в Китае в прошлом году, составило 295 000 по сравнению с 27 000 в Германии, 34 000 в США и всего 2500 в Великобритании. Сейчас на каждые 10 000 рабочих на производстве в Китае приходится 567 роботов, в то время как в Германии – 449, в США – 307, а в Великобритании – 104, где в прошлом году число робототехнических проектов сократилось на 35%», – пишет издание.
Отмечается, что такого успеха Китай смог добиться за счёт прямого стимулирования соответствующей отрасли со стороны государства.
«Данные Международной федерации робототехники показывают, что за последние 10 лет акцент страны на автоматизации, который поощрялся правящим правительством и активно поддерживался государственными субсидиями, грантами и политикой местных органов власти, привел к радикальной и высокотехнологичной трансформации промышленной базы Китая», – говорится в публикации.
В итоге британские эксперты приходят к выводу, что у Европы, да и Запада в целом, есть гораздо более важная причина для беспокойства нежели их отставание от Китая в темпах инноваций и промпроизводства, ибо сектор робототехники имеет высокую ценность и имеет сопутствующие эффекты для военно-промышленного сектора.
«Тот факт, что Китай может оказаться впереди, также важен с точки зрения безопасности», – подчёркивается в статье.
Любопытно, что буквально несколько дней тому назад лидер Консервативной партии Великобритании Кеми Баденок, выступая перед однопартийцами, привела им довольно живописную метафору глобального провала западной повестки.
«Пока Британия была занята тем, что перепридумывала определение «женщины», Китай строил пять ядерных реакторов». Конец цитаты.
И это чистая правда. Недаром американский The Wall Street Journal отмечает, что за последние шесть месяцев китайский экспорт растет самыми быстрыми темпами, и это несмотря на развязанную Трампом тарифную войну.
«В сентябре объем экспорта из Китая вырос на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В августе рост составлял 4,4%. Поставки в США в годовом выражении упали на 27%, продолжая начавшийся в апреле тренд на снижение. Экспорт в ЕC, второму по величине торговому партнеру Китая, вырос на 14,2%, что является самым быстрым темпом более чем за три года. Поставки в страны АСЕАН увеличились на 15,6%. Экономисты ожидают, что эффект американских тарифов на китайскую экономику будет ограниченным, поскольку прямые поставки в США теперь составляют лишь около 10% от общего объема экспорта Китая», – указывает WSJ.
В этой ситуации Россия, во многом вынужденно переориентировавшаяся с Запада на Восток, начинает получать свои «дивиденды» от сближения с Поднебесной. Так, глава РФПИ Кирилл Дмитриев сообщает о начале транзита по Северному морскому пути из Китая в Европу.
«Первый контейнерный транзит прибыл в порт Феликстоу 13 октября. Судно с грузом почти 25 тыс. тонн прошло маршрут за 20 дней, что почти вдвое быстрее традиционных путей. В Харбине Россия и Китай утвердили план по дальнейшему развитию перевозок по СМП. Документ направлен на формирование устойчивого транспортного коридора и внедрение современных логистических решений. В 2024 году объём грузоперевозок по Северному морскому пути достиг рекордных 37,9 млн тонн, что на 1,6 млн тонн больше, чем годом ранее», – пишет он в своём телеграм-канале.
К этому стоит ещё добавить, что на фоне откровенно опасной игры Европы с нашими ЗВР, страны ШОС на недавнем саммите приняли решение о создании собственного депозитария на замену Euroclear и Clearstream.
«Эту функцию на себя должен взять новый Банк развития Шанхайской организации сотрудничества. Разработкой концепции банка ШОС уже активно занимаются Россия и Китай», – отмечается в сообщениях СМИ.
Всё это в целом является отличным аргументом в пользу того, что разворот России в сторону Китая – это исторически правильное решение, которое не может и не должно зависеть от геополитической конъюнктуры: сегодня мы с Западом в контрах – здравствуй, Китай, а завтра помиримся (спойлер: не помиримся) – китайский товарищ нам уже снова «небрат».
До сих пор главная проблема внешнеэкономической деятельности РФ была в её ориентации на эдакий «бартер»: наши сырьё или полуфабрикаты взамен на их технологии. До поры до времени она себя оправдывала, ибо наиболее передовые технологии можно было найти только на Западе.
Но с некоторых пор ситуация резко изменилась, это признают сами западные эксперты и главы крупнейших концернов, например, Ford, гендиректор которого Джим Фарли съездил в Китай и был поражен техническими инновациями, внедряемыми в китайские автомобили.
«Стоимость и качество их автомобилей намного превосходят то, что я вижу на Западе. Мы участвуем в глобальной конкуренции с Китаем, и это касается не только электромобилей. И если мы проиграем, у Ford не будет будущего», – подчеркнул Фарли.
Но и это не самое главное. Ориентация на Китай, на китайский опыт крайне важна для нас если мы на деле, а не на словах хотим перестать быть «страной-бензоколонкой». Если мы хотим стать более самодостаточными, хотя бы на том уровне, как это было при СССР, нам нужна совершенно новая, «китайская» стратегия развития экономики, с решающей ролью государства в стимулировании наиболее важных и нужных направлений промышленности и науки. «Рынок не порешает», и это уже доказано опытом развития современной западной цивилизации, практически во всём отстающей от китайской.
У нас же всё пока ограничивается лишь поисками хитрых способов транспортировки нефти в обход западных санкций, да созданием «Сколково», давно уже превратившегося в скверный анекдот, так и не успев порадовать нас никакими перспективными разработками.
Китайский пример наглядно доказывает, что, а главное, как может быть по-другому. Их в некотором смысле «социалистический» подход с ориентацией на результат, а не на быструю прибыль, желательно с приставкой «сверх», нам бы сегодня очень пригодился.