После того как спастели так и не обгаружили ни одного следа пропажи в красноярской тайге семьи Усольцевых (Сергея, Ирины, их 5-летней дочери Арины и собаки Лады) все громче звучат уже совсем иные версии произошедшего. Связанные с прошлым главы семьи. И они могут коренным образом изменить направления поиска.
По словам людей, знающих мужчину, он критиковал власть, был известным оппозиционером, из-за чего получил проблемы с бизнесом.
А в самаом начале 2000-х Сергей Усольцев активно сотрудничал с американскими и английскими фондами. Еще в середине 90-х, после того, как в Россию хлынула американская помощь, «окорочка Буша» и гранты, Сергей стал работать с консультантами из США. Железногорский завод по производству оружейного плутония, стратегическое предприятие, к которому в советское время американцев не подпустили бы на пушечный выстрел, стал рушиться. При помощи Департамента энергетики США уволенных оттуда работников стали устраивать в коммерческие структуры. Делалось это под лозунгом: «Нет утечки ядерных технологий». Об истинных целях можно было только догадываться. Реализацией этой программы, на которую США потратили 6 млн долларов, Усольцев занимался вместе с другом, занимавшим пост мэра, Андреем Катаргиным.
Как рассказали знакомые с талантливым консультантом, в городе действительно открылось несколько предприятий, в том числе мебельная фабрика, алюминиевый завод. Усольцев, открыв «Центр международного развития», начал работать по похожим программам с Великобританией, объездил полмира, был в США, Англии, Японии, других странах.
Как вспоминают друзья, умный, энергичный и обаятельный Усольцев совершенно очаровал западных партнёров. Доллары и фунты полились в Железногорск рекой.
А еще он являлся учредителем Международного центра развития, который занимался тем, что через совместную с США программу городов-побратимов отправлял в Америку на лето железногорских студентов. Некоторые из них, чаще всего девушки, побывав там, решали остаться на постоянной основе.
Но всё изменилось в 2010-х, после того, как Россия всё громче стала заявлять о своей самостоятельности. Усольцев на гранты успел открыть завод по производству порошковых красок, но через несколько лет иностранный финансовый ручей иссяк, бизнес начал загибаться. Трудностей добавили мировые кризисы. Предприниматель открыто жаловался, что в России нормальным бизнесменам не дают подняться, а банки не дают ему кредиты под залог оборудования.
Банкротами стали и почти все предприятия, которые были открыты при содействии «Центра международного развития» – после того, как прекратилось финансирование программы. Усольцев ругал законодательство России, утверждая, что при таких условиях бизнес вообще не может развиваться: «Ведь на кон ставишь свои кровные! Начать производственный бизнес стоит от миллиона долларов. А не проще с этими деньгами уехать в Таиланд и стать там дауншифтером?»
Но, несмотря на всю разочарование, он не спешил уехать за границу.
В Железногорске пропажу семьи предпочитают публично не обсуждать, все разговоры на эту тему сворачивают. Но в официальную версию исчезновения тоже никто не верит. Друзья пропавших утверждают, что они не могли заблудиться:
«Там такая местность, что заблудиться или провалиться вообще невозможно. Там сейчас не настолько холодно, чтобы замёрзнуть насмерть. К тому же Сергей настолько опытный таёжник, что может костёр без дров развести. Предполагаем, что они вообще не ходили в этот поход, который анонсировали.
Также они рассказали, что Усольцев слишком любил жену и дочку, чтобы рисковать их жизнь и здоровьем. Он бы не позволил им даже промокнуть из-за опасения, что они простудятся. Прогноз погоды мужчине был известен, поэтому семья никак не могла уйти легко одетыми и без припасов в тайгу. А они туда, по мнению знакомых, и не ушли.
В пользу этой версии говорят и показания свидетелей. На этой территории одновременно находилось несколько туристических групп, но ни одна из них не видела мужчину, женщину с девочкой и собакой корги, которой в принципе не место в лесу.
При этом друзья все же утверждают, что несмотря на резкие высказывания, Усольцев был патриотом. Да и не был носителем гостайны, так что мог вполне легально покинуть страну вместе с женой и дочкой. Но что-то вынудило его исчезнуть так, чтобы не оставить следов.
Ещё одна загадка – автомобиль, найденный на стоянке в посёлке Кутурчин.
Выяснилось, эта «Шкода» не принадлежала семье, а числилась за предприятием. Сам Усольцев ездил только на праворульных «японцах».
Мог ли он заранее пригнать свою машину туда, где был последний раз засечен его мобильный телефон, пересесть с семьёй на неё и уехать куда-то? Мог вполне. Таёжные дороги камерами видеонаблюдения не богаты, а за двое суток Усольцевы могли добраться хоть до Китая… Да, кстати, у Усольцева есть сын от предыдущего брака, который давно живет … в США…
При этом местные старожилы и охотники все эти «теории заговоров» считают несусветной чушью и уже давно сделали свои выводы по поводу произошедшего.
— Скорее всего, Сергей полез делать фото к скале, и там с ним что-то произошло, а жена, ребенок и собачка остались ждать его внизу. — рассуждает местный охотник Юрий Черняев. — Сергей всё не возвращался и не отзывался, но жена ждала до последнего, до темноты, пока не началась непогода. Потом пошла назад с ребенком. Шла, пока работал телефон как фонарик, а затем где-то спряталась под елкой, обняла ребенка, уснула, и больше они не проснулись. Там видели двух медведей. Косолапые могли схоронить тело Сергея в камнях, может, и всех их. Сработал инстинкт хищника. Вот и все.
Местный ветеран спасательного отряда Андрей Солдаткин согласен с этой версией и тоже считает, что без зверя здесь не обошлось:
— Мое мнение — медведь постарался. Тем более что в этом году не урожай шишек и ягод. Медведь такая тварь, как человек, только хитрее. Подстерег на тропе, придавил, оттащил в укромное место. Что-то съел, остальное прикопал. Тем более холодно, снег. Могу рассказать почти такой же случай. Далёкий 89-й или 90-й год. Лето, разгар полевых работ у геологов. Выхожу на очередной сеанс связи по рации. Поступает сигнал об исчезновении двух людей. Молодая женщина-геолог и горнорабочий. Искали месяц. Нашли. Женщина была прикопана. От горняка остался только сапог, косолапый съел уже. Вышли на лежку этого медведя, подняли, набросился на поисковиков. Одного геолога помял сильно, но застрелили в конце концов. Вот так. Сам в маршрутах много раз натыкался на похоронки медвежьи. Остатки туш оленей, сохатых. Завалено так, что пройдешь в двух метрах и не заметишь. Только если прямо уткнешься или по запаху.