
Российский рынок новых автомобилей столкнулся с новой волной подорожания. За последние семь дней сразу семь автобрендов увеличили стоимость своих моделей, что отражает продолжающееся давление на цены в условиях сложной экономической обстановки. Изменения коснулись как массовых марок, так и премиального сегмента, демонстрируя общую тенденцию к сокращению программ стимулирования спроса.
Согласно данным аналитического сервиса CARgument, отслеживающего динамику цен на автомобильном рынке, подорожание составило от 30 до 400 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации. Рост цен произошел по двум основным сценариям: за счет прямого увеличения официальных рекомендованных цен и путем сокращения или полной отмены ранее предоставляемых скидок. Такое синхронное движение крупных игроков указывает на системные вызовы, с которыми столкнулся рынок.
Какие марки стали дороже и насколько
В группу брендов, скорректировавших ценовую политику, вошли как признанные лидеры продаж, так и развивающиеся марки. Haval принял решение о повышении цен на несколько популярных кроссоверов. Модели F7, F7x, H3 и H7 подорожали на 50 тысяч рублей каждая. Более доступный кроссовер М6 стал дороже на 30 тысяч рублей, а на Jolion, за исключением одной комплектации, производитель также добавил 50 тысяч рублей к цене.
Geely пошла по пути сокращения программ стимулирования спроса. Компания уменьшила скидки на модели Cityray, Monjaro и Okavango 2025 года выпуска. Аналогичным образом поступила и марка Belgee, урезавшая скидку на кроссовер X50. Такой подход позволяет производителям сохранить номинальные ценники в прейскурантах, но фактически увеличить конечную стоимость для покупателя.
Наибольший абсолютный рост цен продемонстрировали представители премиального сегмента. Кроссовер Jaecoo J8 подорожал сразу на 100 тысяч рублей. Марка Tenet увеличила стоимость кроссоверов Т4 на 30 тысяч рублей для большинства комплектаций. Даже отечественный «Москвич 3» в версии Standard Plus стал дороже на 49 тысяч рублей.
Рекордсменом недели по подорожанию стал электрокроссовер Seres M7 — скидка на автомобили 2025 года в пятиместном исполнении уменьшилась на 400 тысяч рублей.
Такое значительное сокращение скидочной программы кардинально меняет позиционирование модели на рынке и ее доступность для потенциальных покупателей.
Эксперты рынка видят несколько глубинных причин, вынуждающих производителей и дилеров повышать цены. Ослабление рубля остается ключевым фактором, напрямую влияющим на себестоимость импортируемых автомобилей и комплектующих. Поскольку подавляющее большинство новых автомобилей на российском рынке импортируется из Китая, курсовые колебания немедленно отражаются на конечной цене.
Рост логистических издержек представляет собой второй значительный компонент в структуре затрат. Увеличение стоимости перевозки, таможенного оформления и других сопутствующих расходов вынуждает импортеров закладывать эти издержки в отпускные цены. Проблемы с логистическими цепочками, наблюдаемые в последнее время, лишь усугубляют ситуацию.
Высокая ключевая ставка ЦБ, составляющая 21%, значительно удорожает кредитование для дилеров и производителей.
Дорогие заемные средства увеличивают операционные расходы бизнеса, что в конечном итоге также транслируется в ценники для конечных потребителей. Кроме того, китайские бренды, доминирующие на российском рынке, вынуждены корректировать свою ценовую политику в связи с ростом производственных затрат на родине.
Текущее подорожание происходит на фоне сложной ситуации на российском авторынке. После бурного роста в 2024 году, когда было продано почти 1,6 миллиона новых легковых автомобилей, в 2025 году начался резкий спад. По данным «Автостата», продажи в мае 2025 года отстали от прошлогоднего показателя на внушительные 28%.
Средняя цена нового автомобиля в России в настоящее время колеблется на уровне 3,1 миллиона рублей, сохраняясь на этой отметке уже два года . При этом в марте 2025 года средняя стоимость китайского автомобиля составляла 3,74 миллиона рублей, а к маю снизилась до 3,54 миллиона . Это снижение происходило на фоне общего падения покупательской активности.
Дилеры пытаются различными способами стимулировать спрос, предлагая специальные кредитные программы и скидки. Однако, как показывает текущая ситуация, возможности для дальнейшего стимулирования продаж за счет сокращения маржинальности постепенно исчерпываются. Производители вынуждены искать баланс между доступностью и рентабельностью бизнеса в условиях растущих издержек.
Аналитики прогнозируют, что в 2025 году продажи новых автомобилей в России могут снизиться на 15-17% в годовом выражении . Причиной такого спада становится не только снижение покупательской способности, но и изменение структуры предложения. Ожидается, что до конца года российский рынок могут покинуть до десяти невостребованных китайских автобрендов, включая Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG.
В первом квартале 2025 года закрылось 213 шоурумов китайских брендов, что в 3,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Такая динамика свидетельствует о начале процесса консолидации рынка, когда менее успешные игроки вынуждены сворачивать свою деятельность из-за низкой рентабельности.
Для российских потребителей текущая ситуация означает не только рост цен, но и потенциальное сокращение выбора в будущем. С другой стороны, усиление конкуренции между оставшимися на рынке брендами может привести к улучшению сервиса и появлению новых программ лояльности. Однако в краткосрочной перспективе тенденция к постепенному увеличению стоимости новых автомобилей выглядит неизбежной на фоне объективных экономических факторов.