Украина подписала с Чехией декларацию о вступлении в НАТО. Об этом президент «незалежной» Зеленский заявил по итогам встречи с чешским премьер-министром Петром Фиалой.
Глава правительства Чехии и несколько членов его кабинета посетили Киев 31 октября. Как сообщалось, для переговоров с украинским коллегой Денисом Шмыгалем на предмет послевоенного восстановления Украины.
Гостям из Праги повезло. Как и президент Германии Штайнмайер на прошлой неделе, они добрались до столицы «незалежной» поездом, только в бомбоубежище их под постановочную сирену час не «мариновали», хотя воздушная тревога в этот день была настоящая.
О чем Фиала сообщил соцсетях:
«Мы в Киеве, который сегодня утром также столкнулся с российскими ракетными ударами. У нас есть ряд переговоров с украинскими друзьями. Я верю, что они дадут конкретные результаты». Там же он отметил, что «Украина воюет не только за свою страну, но и за всю Европу. Наша поддержка должна продолжаться».
Чешские власти пообещали выделять Киеву по 20 млн. евро ежемесячно. На самом деле, это — капля в море, учитывая, что Украина требует от Запада минимум 5 млрд. в месяц. Однако Фиала сумел-таки порадовать Зеленского, поставив свою подпись под совместной декларацией о членстве Украины в НАТО.
Как отметил украинский лидер в Telegram-канале, это первый документ, который принят в целях ускоренной евроатлантической интеграции страны.
«Мы зафиксировали этой декларацией, что будем усиливать сотрудничество, чтобы обеспечить стандарты НАТО на Украине», — указал он, добавив, что Киев планирует подписать подобные документы и с другими государствами.
Украина, напомним, с июля 2020 года ходит в статусе партнера НАТО с расширенными возможностями. Однако стремление стать полноценным членом альянса закреплено в Конституции страны, поэтому хоть тушкой, хоть чучелом, но она хочет туда попасть как можно скорее.
30 сентября Зеленский неожиданно объявил, что Украина подает заявку о вступлении в Североатлантический альянс в ускоренном режиме. Мол, страна «де-факто уже прошла свой путь в НАТО» и является его частью.
Собственно, это была реакция на подписание в этот же день в Георгиевском зале Кремля договоров о принятии Донецкой и Луганской Народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей в состав России. Причем, неврастеничный энтузиазм «Зе» оказался, как писало издание Politico, сюрпризом для администрации Джо Байдена. Перспектива войны с Россией из-за Украины мало кому вообще кажется привлекательной, поэтому там сразу дали понять Киеву, что сейчас не время для присоединения незалежной к НАТО.
В Брюсселе Зеленского тоже попросили умерить пыл: помогать обещали, но в альянс, сказали, не примут.
Между тем, девять европейских стран — Польша, Чехия, Словакия, Черногория, Северная Македония, Эстония, лита и Латвия — в лице их лидеров в начале октября в совместном заявлении поддержали вступление Украины в НАТО.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила специалиста по внутренней политике Украины, историка и публициста Василия Стоякина:
— Подписание декларации, это такая хитрая попытка со стороны Зеленского получить консенсус, который нужен для включения Украины в НАТО. То есть подписать, а потом, когда НАТО в очередной раз начнет говорить, что «нет, ребята, вы еще не готовы», предъявить декларации, юридически оформленные со всеми членами альянса, в которых написано, что они поддерживают включение Украины в НАТО. Дальше у НАТО ничего не останется, как принять Украину.
Получится это или не получится, я не знаю. Но чисто с организационной, юридической точки зрения, идея, по-моему, достаточно разумная. Иначе придется что-то долго доказывать, долго объяснять… А когда есть набор документов (это же не просто бумажки, это — межгосударственные договоренности, на которых подписи и печати стоят), то это уже серьезно. И ребятам придется думать, разрывать эти соглашения, что само по себе дорого и неправильно, либо тогда уже принимать.
— Но это всего лишь декларация. Разве она нуждается в обязательном исполнении?
— Одна декларация, это не о чем, вообще. Но наличие полного пакета таких деклараций, действительно, может сыграть существенную роль при определении будущего членства Украины в НАТО.
— Но когда Зеленский подал заявку на ускоренное вступление страны в НАТО, Байдена это не обрадовало. Защищать Украину по 5 статье пока мало желающих…
— Они по «пятой статье» и не обязаны никого защищать. В блоковом договоре, на самом деле, нет на этот счет четких указаний. Это говорят, что в случае, если на одного члена НАТО нападут, то все остальные должны вступить в войну. Ничего там такого нет.
Допустим, действия Англии и Франции по Чехословакии в 38-м году больше соответствовали «пятой статье». Там надо было предпринять какие-то меры, чтобы прекратить немецкую агрессию, они были предприняты — и Чехию, и Словакию просто тупо сдали. В соответствии с пятой статьей, которой тогда, понятно, еще не было.
Речь не об этом. Просто, если Украина полноценный член, то имеет не только обязательства, но и права. То есть, может голосовать, может что-то всем остальным навязывать. И это — лишняя конкуренция, она никому не нужна.
— Зеленский и так сейчас получает все, что ни попросит…
— Одно дело получать, что дают. Другое, когда на территории Украины, допустим, размещаются натовские войска и принимают участие в боевых действиях. Пусть даже отдельных стран НАТО, это уже довольно серьезная помощь — украинская армия несет большие потери и это как-то надо все возмещать.
— Пока он уговорит все тридцать стран альянса подписать эти декларации, много времени пройдет…
— Это неважно. Так или иначе, можно сказать с абсолютной уверенностью, что независимо от того, сколько это займет времени, рано или поздно, Украина членом НАТО будет. Зеленский свое вымучит. А те, кто пока против, они передумают.
Даже если от Украины останется два района Львовской области, они все равно будут членом НАТО.
— Или если Западная Украина станет частью Польши?
— Кстати говоря, тоже хороший вариант. Если целью ставится членство в НАТО и ЕС, то почему бы, действительно, при этом не стать страной, которая уже является и членом НАТО, и ЕС.
Вот, например, в Молдавии пытаются реализовать именно такой план — присоединиться к Румынии, которая является членом НАТО и ЕС, и таким образом европейски и евроатлантически интегрироваться. А народ никто даже спрашивать не будет.
Но там, на самом деле, главная проблема даже не в народе, главная проблема в Приднестровье. Иначе бы Молдавия уже была бы членом НАТО. Только Приднестровье мешает этот вопрос решить.
— Замсекретаря Совбеза России Александр Венедиктов в недавнем интервью сказал, что прием Украины в НАТО приведет мир к третьей мировой войне. Это кому-нибудь нужно?
— Да, Украина в НАТО — это шаг к третьей мировой. Только третья мировая война на самом деле уже идет. Знаете, 1 сентября 1939 года тоже никто не знал, что началась Вторая мировая война. Даже в Европе она началась только третьего числа, когда в войну вступила Великобритания.
И сейчас точно так же. Фактически третья мировая война уже идет.
Поэтому, что там думают европейцы и американцы, особого значения не имеет. Они сами втянулись в эту авантюру, они сами поддерживают Украину, и сами превращают гражданскую в мировую.
Светлана Гомзикова